Сегодня завершается основной этап республиканской профилактической акции «Дом без насилия». А какие формы работы с «бойкими» подопечными выбрали сотрудники минской милиции?
На базе Центрального РУВД состоялось выездное заседание суда, где рассматривались дела об административных правонарушениях по статье 10.1 КоАП.
Виновато опускали головы и каялись четверо мужчин и одна представительница прекрасного пола. Всех их, не скрывали, сюда привело злоупотребление алкоголем: разгорячились — громко поскандалили — не сдержали эмоций — выместили злость на близком человеке…
Немного иные причины появления в суде у пары, нарушившей защитное предписание. Пару месяцев назад женщина предложила возлюбленному переехать в квартиру, где она ютилась с престарелой матерью. Освоившись на чужих квадратных метрах, благоверный стал диктовать свои правила — так в некогда счастливый дом пришел алкоголь. А когда новому жильцу удалось убедить спутницу жизни демонстративно игнорировать трезвые замечания тещи, началось и рукоприкладство.
— Нервы пожилой минчанки не выдержали и она, обратившись в милицию, написала заявление на собственную дочь, — рассказала старший инспектор ООПП РУВД капитан милиции Виктория Астапенко. — Коллеги выбыли на место, задокументировали правонарушение и составили административный протокол, после чего сразу же с согласия владелицы квартиры вынесли горе-сожителям защитное предписание.
Вот только за прошедшее время мало что изменилось: влюбленные продолжали пить на кухне пожилой хозяйки, разве что руки не распускали. Поэтому предстали перед судом за несоблюдение ограничений и получили по пять суток административного ареста — будет время подумать, куда все-таки съезжать…
К слову, к двум другим участникам выездного заседания суда еще на этапе подготовки дела о правонарушении также применили защитные предписания с выселением из совместного жилья на срок до 15 суток, другой молодой человек искренне раскаялся и ограничился штрафом.
Беспроигрышный способ держать «бойкого» подопечного в поле зрения — почаще посещать его семью. Поэтому в ходе очередного рейда сотрудники Советского РУВД заглянули к гражданам, уличенным в домашнем насилии.
Одной из первых в списке значилась «двушка» на улице Мирошниченко, где живет 26-летняя Алина*. Недавно ее 24-летний бойфренд Егор* ударил возлюбленную по голове и едва не порезал…
Пара сожительствовала около двух лет. Она — бухгалтер, он работает на заправке. Люди молодые, горячие, отношения всегда выясняли бурно, но без рукоприкладства. А в тот раз перебрали с алкоголем и ссора вышла за рамки: парень повалил девушку, отвесил тумак и замахнулся ножом. Алине удалось увернуться и выбить клинок. К счастью, минчанка решила не оставлять такое поведение парня безнаказанным.
— Потерпевшая не постеснялась вызвать милицию, даже когда молодой человек самодовольно заявил: доказать его вину будет сложно, так как он вымыл нож и будет все отрицать, — рассказал старший участковый капитан милиции Николай Некрашевич. — Правда, потом он во всем сознался и слезно просил у подруги прощения, но это не поможет избежать ответственности: в отношении минчанина возбуждено уголовное дело по статье 186.
Открыв милиционеру дверь, улыбчивая Алина призналась: дала молодому человеку второй шанс, но больше подобного поведения не потерпит. Тот, кажется, и правда все осознал, к алкоголю больше не притрагивается, а с любимой пылинки сдувает!
— Абьюз — это не модно и не красиво, — подчеркнул Н. Некрашевич. — Благодаря массмедиа само признание, что в отношении вас совершается домашнее насилие, наконец перестало считаться постыдным. Все чаще замечаем: жертвы домашних тиранов (особенно молодые) не боятся заявлять о рукоприкладстве и просить о помощи. Это важный этап в решении исконно латентной проблемы домашнего насилия.
Компетентный комментарий
Заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома —
начальник милиции общественной безопасности
полковник милиции Игорь ПОДВОЙСКИЙ:
— Каждый день в столице регистрируется около 30 — 40 сообщений об инцидентах, связанных с бытовыми конфликтами. При этом удельный вес таких преступлений в общей структуре в последние пять лет не превышает трех процентов. Тем не менее нельзя не отметить: в отдельных случаях они влекут тяжкие последствия.
В рамках акции «Дом без насилия» в очередной раз напомнили горожанам, как помочь жертвам домашнего насилия, какие меры воздействия можем применить к правонарушителям, в том числе о защитных предписаниях, ограничении дееспособности, возбуждении уголовных дел превентивной направленности, изоляции в ЛТП и так далее.
Особое внимание было уделено детям и пожилым родственникам домашних тиранов. Первые результаты акции уже показали, что коллегам удалось убедить подопечных: об агрессии в семье важно и нужно говорить.
Из первых уст
Своей историей согласилась поделиться жительница Московского района Наталья.
В непростые воспоминания худенькая 34-летняя женщина погружается, сидя на кухне. И хотя муж-тиран то и дело покашливает, прислушиваясь из коридора к ее монологу, она не боится его гнева: знает, что теперь вместе с детьми под надежной защитой милиции. В отношении супруга возбудили уголовное дело за угрозу убийством, и сейчас тот ожидает суда, но вести себя уже начал заметно спокойнее.
— Что со мной случилось? Муж не доверяет… Все скандалы из-за ревности. Стыдно даже вспоминать, как он себя со мной вел. Когда в синяках приходила на работу, терпела, но только он взял в руки нож, то не на шутку испугалась. Больше не за себя, а за детей: их у нас четверо. Это ведь они в прямом смысле отмолили маму в тот день, когда муж в порыве ярости стал меня душить и угрожать расправой. Тогда, высвободившись из его рук, и обратилась в милицию. Почему не сказала раньше? Да я никому не говорила. Думала, во всех семьях так… — рассказала женщина.
Фотофакт
В Октябрьском РУВД состоялось заседание совета общественного пункта охраны правопорядка № 403.Представители заинтересованных органов и старший участковый инспектор майор милиции Александр Липак провели беседу с 35-летним Николаем. Жена уже не раз жаловалась на горе-супруга, который выпивает и закатывает ночные скандалы в однокомнатной квартире на глазах у дочери. За это мужчину привлекли к административной ответственности, а семья теперь — на особом контроле.
«На страже»
Фото: ГУВД Мингорисполкома.
* Имена изменены.