Журналист «НС» провела сутки на дежурстве с сотрудниками роты ППСМ Минского ОВДТ на главной железнодорожной станции страны
7:30. До очередной смены остается еще час, но стражи порядка уже собираются на вокзале.
— Поскольку именно патрульные первыми встречают гостей столицы — как наших сограждан, так и иностранцев, внешний вид сотрудников транспортной милиции всегда должен быть безупречен, — уверен начальник Минского ОВДТ полковник милиции Евгений Абрамович.
И руководство отдела создало все условия, чтобы подчиненные выходили на маршруты в форменной одежде, словно только что пошитой в ателье. На вокзале оборудована специальная комната, где можно довести обмундирование до образцового состояния: здесь есть гладильные доски, утюги, щетки для одежды и другие необходимые вещи. Кстати, проверку внешнего вида патрульные в Минском ОВДТ проходят дважды в день — перед инструктажами.
8:10. Их начальник отдела старается проводить лично. Лишь в редких случаях его заменяет один из заместителей.
Так называемые гастролеры нередко пытаются улизнуть из города именно с вокзалов. Поэтому наряды всегда нацеливают на поиск нарушителей закона по приметам.
— Помимо самого здания мы должны знать все объекты в окрестностях, — продолжает Евгений Казимирович. — До выхода на маршруты обязательно проговариваем действия в типичных ситуациях, проверяем владение информацией о расположении остановок общественного транспорта, гостиниц, путях проезда к популярным санаториям.
8:30. Патрульные заступают на маршруты, чтобы в ближайшие 12 часов охранять общественный порядок на главном вокзале страны.
В это время к перронам продолжают прибывать составы экономкласса, на которых жители Руденска, Заславля, Борисова, Жодино, Барановичей и других городов ежедневно приезжают в Минск. Их так и называют — рабочие электрички. Многих постоянных пассажиров патрульные уже знают в лицо.
— Они, как правило, проблем не создают, — объясняет командир роты ППСМ подполковник милиции Сергей Худоба. — Утром торопятся, поэтому, едва покинув вагон, тут же растворяются в городской толчее. Вечером, правда, некоторые в ожидании поезда позволяют себе расслабиться, выпив бокал пива или рюмку чего покрепче. Однако мы обязательно контролируем их поведение, стараясь предупредить нарушения.
10:00. Железнодорожная станция заметно пустеет. Правда, сержанту милиции Константину Паникарову и младшему сержанту милиции Павлу Масько скучать не приходится. Место их дислокации — у главного входа или фойе первого этажа. Основная задача напарников — проверка ручной клади и багажа. С помощью металлоискателей они досматривают каждую громоздкую сумку.
— Ищем запрещенные к обороту предметы: взрыво- и огнеопасные, а также оружие и наркотики, — поясняет П. Масько. — Радует, что пассажиры законопослушны, в последние пять с половиной лет ничего недозволительного мы не находили.
Кстати, граждане, как правило, предъявляют поклажу добровольно. Но некоторых волнует, на каком основании они должны это делать. Патрульные компетентно объясняют, почему имеют право на досмотр вещей.
— Товарищ сержант, подскажите, где обменник с выгодным курсом российского рубля, — интересуется приехавший из Москвы мужчина. — Пять тысяч наших — это у вас много или мало? Что за них можно купить? А еще порекомендуйте гостиницу, только хорошую, недорогую и в центре города.
Житель страны-соседки не успел отойти, получив ответы на все вопросы, как до руки Павла Масько дотрагивается старушка:
— Внучок, мне областная больница нужна. На какую остановку идти?
10:30. Сергей Худоба рассказывает о границах территории, за которую отвечают его подчиненные:
— Практически вся Привокзальная площадь, подземные переходы, где продают цветы и расположен вход в метро, — зона ответственности Октябрьского РУВД столицы. Но если там что-то случается (благо такое бывает нечасто), при необходимости помогаем коллегам. Недавно, к примеру, наш наряд оказался свидетелем конфликта между пьяным прохожим и водителем маршрутного такси. Возле автовокзала шофер сделал замечание нетрезвому мужчине, который вел себя неподобающе. В ответ дебошир разбил в машине стекло. В это время помощник командира взвода старший прапорщик милиции Павел Литвинко и сержант милиции Тимофей Круталевич выходили из ОДС, расположенной всего в нескольких десятках метров от места происшествия. Они задержали нарушителя спокойствия и передали его коллегам из Октябрьского РУВД. Возбуждено уголовное дело за хулиганство.
12:00. Вокзал продолжает жить неторопливой жизнью. Найти наряд милиции не составляет труда. Патрульных можно увидеть на перронах, в фойе первого этажа, зале ожидания, тоннелях, возле отделения банка на втором этаже, у билетных касс. Они спокойны и предельно внимательны.
К Павлу Литвинко, который ответствен за фойе и залы с билетными кассами, постоянно подходят пассажиры. Многим сложно разобраться в хитросплетении переходов столичного вокзала. Не все приезжают заблаговременно до отправления поезда, поэтому плутание по тоннелям с тяжелыми сумками в поисках нужной платформы грозит обернуться опозданием.
16:10. Выходим на платформу, от которой через несколько минут отправится поезд «Минск — Гомель». За порядком здесь следит старожил отдела прапорщик милиции Руслан Кошелев.
Кстати, характерно, что многие сотрудники транспортной милиции долгие годы остаются верными своему подразделению. Среди аксакалов «патрульки» кроме Р. Кошелева — майор милиции Дмитрий Анискович, старший прапорщик милиции Александр Лопатин, прапорщики милиции Александр Загоржевский и Александр Лашук. Каждый из них следит за порядком на столичном вокзале более 20 лет.
— В то же время средний возраст патрульных — около 30, так как служат и совсем молодые ребята — 19 — 20-летние, — рассказывает заместитель командира роты ППСМ майор милиции Андрей Хралович. — Высшее образование есть почти у каждого третьего, еще восемь человек сейчас учатся. Конечно, накопив опыт и получив образование, ребята продвигаются по служебной лестнице. Только в нынешнем году пятеро ушли на повышение.
…Тем временем Руслан Кошелев вежливым жестом дает понять, что пока разговор не состоится. Он устремляется к вагону, у которого назревает конфликт. Мужчина, движения которого выдают его нетрезвое состояние, что-то эмоционально доказывает проводнице. В какой-то момент, грубо ее оттолкнув, пытается войти в поезд. Безработному 31-летнему жителю Березы, несмотря на наличие билета, отказали в посадке из-за алкогольного опьянения. С таким положением дел он не собирался мириться, но милиционер подоспел вовремя. Буян будет привлечен к административной ответственности.
17:00. В зале, где расположены пригородные кассы, неожиданно узнаю в толпе пассажиров… Евгения Абрамовича. Вместо форменной одежды на нем джинсы, рубашка по последнему веянию моды, кроссовки, на плече рюкзак… Словом, ничто не выдает в нем руководителя отдела транспортной милиции. Оказывается, для офицера привычное дело — инкогнито изучать обстановку на вокзале. Обратили внимание на протяженность патрульного маршрута? — интересуется Евгений Казимирович. — Создалось впечатление, что он короткий? Согласен, он меньше, чем у коллег из территориальных подразделений. И все же за смену мои подчиненные проходят до 30 километров! Для здания такое расстояние кажется немыслимым, но это факт. При этом все 12 часов сотрудники не толь ко находятся на ногах, но и постоянно контактируют с гражданами. Такой режим выдержат только физически крепкие парни.
18:00. Возвращаемся на перрон.
Вместе с Андреем Храловичем наблюдаем за посадкой в поезд «Минск — Орша».
— Несколько месяцев назад этим составом из города пытался сбежать мужчина, которого УСК по Минской области разыскивало за совершение убийства, — вспоминает офицер. -Подозреваемый планировал скрыться в России. Чтобы при покупке билетов не предъявлять паспорт, решил сделать пересадку в райцентре на Витебщине. Но незадолго до отправления злоумышленника по приметам опознали старший прапорщик милиции Олег Леглик и старшина милиции Наталья Лапчевская.
20:30. Происходит смена нарядов. На дежурство заступают патрульные, которые будут нести службу ночью.
Людей на вокзале заметно прибавляется. И сейчас милиционерам приходится общаться не только с пассажирами, но и со встречающими и провожающими. За столиками местных кафе немало минчан. Одних манят отблески заката на архитектурном комплексе «Ворота Минска», другим нравится удобное расположение мини-ресторанчиков в центре города, третьих привлекает их незатейливый сервис.
23:30. Контингент отдыхающих заметно меняется. В это время среди посетителей в основном любители пива, которое здесь можно купить круглосуточно. И при этом на транспортном узле полный порядок!
3:00. Чуть больше двух часов назад ушли последние электрички в Молодечно, Барановичи и Пуховичи. До первых утренних на Оршу и Гудогай — примерно полтора часа. Однако вокзал не пустует. В зале ожидания, устроившись кто как может, коротают время пассажиры, в том числе приехавшие из Национального аэропорта Минск.
Александр Лашук регулярно заглядывает в помещение. От его натренированного взора не ускользает ни одна мелочь. Если кто-то задремал — разбудит, выпустил из поля зрения багаж — посоветует быть внимательнее. Однако сотрудника транспортной милиции заботит не только профилактика хищений. Он никогда не ослабляет бдительность, так как по опыту знает: даже в тихом Минске могут подстерегать неприятные сюрпризы. Например, в 2015 году коллега прапорщика милиции утром обходил зал ожидания и заметил, что у одного из пассажиров из-под расстегнутой куртки виднеется… бронежилет. Когда подошел ближе, понял, что не ошибся. Более того, ручной детектор показал: при себе у мужчины немало металлических предметов. Задерживать подозрительного приезжего помогал А. Лашук.
В результате у уроженца Витебщины обнаружили справку об участии в боевых действиях на территории Украины, маску с прорезями для глаз, два паспорта, пистолет и самодельное взрывное устройство заряд от автоматического гранатомета со встроенным взрывателем. Было возбуждено уголовное дело. И пусть ничего подобного с тех пор не случалось, ослаблять внимание милиционерам нельзя. Береженого, как говорится, Бог бережет.
6:00. Светает, и вокзал снова все больше становится похож на муравейник. Ежесуточно на станцию Минск-Пассажирский прибывает около 240 поездов. Только электричками ежемесячно пользуются 750 тысяч человек. Эти цифры, правда, заметно проигрывают доковидным, но все равно впечатляют.
Ольга КУЛИКОВА.
Фото автора, Альберта ЕРМАКОВА и Екатерины КОВАЛЕНКО
Из книги замечаний и предложений
Татьяна ПЕТУХОВА, Санкт-Петербург:
«Хочу выразить огромную благодарность сотрудникам Минского ОВДТ за то, что показали дорогу на платформу и поднесли чемодан. До отправления поезда оставалось пять минут. Без их помощи я опоздала бы».
Регина КИЕНЯ, Лида:
«Выражаю огромную благодарность старшему прапорщику милиции Павлу Литвинко за содействие в доставке пассажира до места посадки. Он нашел инвалидное кресло, часть пути даже нес человека на руках и помог разместиться в вагоне. Родители могут гордиться, что вырастили настоящего мужчину».
Что говорят люди
Заведующий медпунктом железнодорожного вокзала
Юрий ГРИГОРЬЕВ:
— Тесно сотрудничаем с представителями Минского ОВДТ. Осматриваем пациентов в алкогольном опьянении, которых доставляют стражи правопорядка, и при необходимости госпитализируем. Кроме того, правоохранители сопровождают к нам тех, кому нездоровится, — самостоятельно иногородним найти медпункт непросто. Люди в погонах и сами нередко оказывают первую помощь. Спасибо милиционерам за то, что всегда готовы прийти на выручку.