Стоит ли либерализовать ответственность за взяточничество? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» спросила начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Мингорисполкома полковника милиции Андрея Сачкова.
Коррупция представляет серьезную угрозу экономическому развитию страны, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизирует государственное управление. Самые большие коррупционные риски по-прежнему в бюджетной сфере: в здравоохранении, образовании, строительстве и системе ЖКХ. Сотрудники милиции выявляют много преступлений, связанных с завышением объемов выполняемых работ и закупок материалов.
Сегодня в Беларуси создана и функционирует система мер, направленных на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию. Борьба с этим явлением носит комплексный характер. Данному вопросу уделяется большое внимание как со стороны людей в погонах, так и со стороны иных органов государственной власти. Например, правильное решение приняло руководство комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома после того, как несколько лет назад за взятки задержали должностных лиц из районных администраций, отвечающих за прием зачетов по охране труда. Теперь такие проверки проводят на компьютерах в присутствии специальной комиссии, что свело к нулю коррупционные риски.
— Многое зависит от менталитета наших граждан. Некоторые считают: если им кто-то что-то сделал, то обязательно нужно отблагодарить, — говорит Андрей Сачков. — Свой отпечаток накладывает и правовая безграмотность населения. Есть руководители, которые даже не читали закон «О борьбе с коррупцией», где четко обозначены коррупционные правонарушения. Они думают, раз у них есть служебный автомобиль, то им можно распоряжаться по своему усмотрению: отвезти жену на работу, детей — в школу, тещу — в поликлинику. Но ведь это недопустимо!
У человека, берущего по чуть-чуть, но часто, вырабатывается своеобразная привычка. Со временем он продвигается по карьерной лестнице, и его аппетиты возрастают. И если бы такие факты пресекались на корню, то не было бы сегодня громких уголовных процессов, как, например, «дело медиков». Так, в одной из поликлиник столицы задержали доктора, бравшего мзду за выдачу листков нетрудоспособности. Об этом знали многие пациенты, у него даже имелись свои расценки. Если лжебольной не готов был выложить запрашиваемую сумму, врач говорил: «Дай хоть сколько!» То есть у него была потребность в поборах. А у граждан наверняка сложилось негативное впечатление о системе здравоохранения в целом.
По словам Андрея Сачкова, сегодня основная задача подразделений по борьбе с экономическими преступлениями — контроль расхода государственного бюджета, мониторинг госзакупок. Недавно одно предприятие планировало заключить договор на поставку оборудования на сумму свыше 3,7 млн рублей. Однако в ходе проведения оперативных мероприятий установили, что его цена может быть завышена. В адрес предприятия направили информационное письмо. Как результат, эта организация нашла российского поставщика, который предоставил те же объемы, но на 1,6 млн рублей дешевле. То есть внушительная сумма бюджетных средств была сэкономлена лишь с одной закупки.
— Порой на реагирование и фиксацию фактов бытовой коррупции мы тратим очень много времени и сил, — отмечает руководитель. — Поэтому, считаю, в некоторых случаях нужно переходить на либерализацию. Например, исключить из перечня субъектов коррупционных преступлений рядовых преподавателей и врачей, оставив в нем лишь тех, кто занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, — главврачей, руководителей учебных заведений, их замов. Допустим, взяли недобросовестные работники у студента или пациента 10 долларов. Привлеките их к административной ответственности. А вот если они не сделают никаких выводов и в течение года снова возьмут мзду, тогда пусть отвечают уже по уголовной статье.
Автор материала:
ВИКТОРИЯ ДАРЕВСКАЯ