В Минске в 2021 г. зарегистрировано 89 (в 2020 г. — 81) краж и угонов транспортных средств. Все преступления были раскрыты. Какие автомобили пользуются наибольшим спросом у злоумышленников и на какие ухищрения они идут, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере криминального автобизнеса ГУВД Мингорисполкома Тимофей Дорошевич. — Вначале разберемся, чем кража автомобиля отличается от угона. Угон — это неправомерное завладение транспортным средством и поездка на нем без цели хищения. Наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. То есть если злоумышленник вскрыл чужую машину, поездил на ней, а потом бросил, то это угон. Если же преступник желает получить прибыль от продажи чужого авто либо решил разобрать машину на запчасти для реализации, то это уже считается тайным похищением имущества — кражей. Если она совершена одним лицом, наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. Если преступление совершено повторно либо группой лиц, то наказанием будет штраф, или исправительные работы на срок до 2 лет, или арест, или ограничение свободы на срок до 4 лет, или лишение свободы на тот же срок. Ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 7 лет со штрафом или без штрафа грозит в случае, если стоимость похищенного авто составляет от 250 до 1 000 базовых величин. Если кража совершена организованной группой лиц либо в особо крупном размере (свыше 1 000 базовых величин), наказанием станет лишение свободы на срок от 3 до 12 лет со штрафом, — уточнил собеседник.
По словам Т. Дорошевича, угоны чаще всего совершают в состоянии алкогольного опьянения. Возраст злоумышленников — от 14 лет. Берут покататься в основном старенькие «Жигули», Volkswagen, Peugeot, Renault, Audi, выпущенные до 1990-х годов, без чип-ключей, не оборудованные заводской сигнализацией. Преступники используют простой старый способ запуска двигателя: соединили два провода — и поехали.
К концу 1990-х — началу 2000-х годов автопроизводители начали оборудовать автомобили заводскими чип-ключами, и такие машины с помощью одних проводов уже не заведешь. Воры стали применять специальное оборудование.
— Квалифицированных краж в Минске сегодня практически нет, — отмечает собеседник. — Хотя еще в памяти 2018–2019 гг., когда серийно угоняли «Тойоты» и «Лексусы». Самой дорогой оказалась Toyota Land Cruiser за 120 тыс. долларов в эквиваленте. Как показывает практика, стоимость похищенного автомобиля без документов составляет 30 % от рыночной стоимости. Поэтому профессиональные угонщики дешевые машины не крадут. За тот же Land Cruiser, если бы его удалось продать, не заморачиваясь перебивкой номеров и изготовлением поддельных документов, преступники взяли бы около 40 тыс. долларов — сумма приличная.Украденные дорогие машины необязательно остаются в Беларуси. В основном их переправляют в Россию или Казахстан. Т. Дорошевич припомнил случай. В Казахстане злоумышленники умудрились оформить регистрационные документы на две Mazda, похищенные в Беларуси, чтобы переправить на родину. Приехали в нашу страну, но поленились ехать на автомобилях самостоятельно, а поместили краденые машины в рефрижератор. На первом же посту дорожного контроля проверяющие усомнились в правильности перевозки груза. Доставили рефрижератор на таможню, и там уже вскрылось преступление.
Как правило, хищения происходят ночью в плохо освещенных местах. Преступники одеваются во все темное, лица стараются прикрывать натянутыми на голову капюшонами. Готовятся заранее: проводят рекогносцировку района, оценивают, как и где стоит машина, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения, продумывают маршруты движения, чтобы не попасться экипажу ГАИ.
— Бывают случаи, когда хозяева оставляют автомобили незапертыми либо забывают ключи в салоне, — обращает внимание Т. Дорошевич. — В прошлом году в Минске было несколько таких случаев, в частности, в Ленинском и Октябрьском районах. Один такой воришка ходил по дворовым территориям на ул. Кирова и Володарского, смотрел, какие автомобили не заперты. Дергал ручки, открывал машины, заводил и уезжал либо похищал материальные ценности. Так, женщина оставила на сиденье сумочку, а в ней — ключ от замка зажигания. Даме повезло, что на выезде со двора был установлен шлагбаум. Незадачливый водитель покружил по площадке, припарковался, закрыл машину и ушел, прихватив с собой ключ. Был и другой случай. Минчанин оставил на стоянке Toyota Land Cruiser 200, а наутро пришел и обнаружил, что машина стоит не вдоль, а поперек дороги. К тому же у нее разбито заднее стекло. Преступники завели авто, но уехать не смогли. Проехав несколько метров, машина остановилась и дальше отказывалась заводиться — сработал секретный иммобилайзер. На его поиск и разблокировку злоумышленники не стали тратить время и скрылись. Так что собственнику повезло, что все так закончилось. Поэтому так важно оставлять автомобили на охраняемых стоянках, где есть камеры видеонаблюдения. Хорошей профилактикой против угонов и краж станет установка охранных систем. Та же GPS-сигнализация с трекером может стать серьезным препятствием на пути преступников.
ИГОРЬ ГОЛОД