Накануне Дня оперативно-дежурной службы, который впервые отмечается 18 ноября, корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, как работают в ночную смену сотрудники Фрунзенского РУВД столицы.
«Что, опять День ОДС? Поздравляли ж летом…» — «А там что-то новое узнали. Вроде как дежурка на 50 лет раньше появилась. Так что теперь празднуем 18 ноября». — «Здоровья вам тогда! И крепких нервов!» — с такого диалога началось утро четверга в оперативно-дежурной службе Фрунзенского РУВД Минска.
Милиционеры всегда относятся к профессиональным праздникам с уважением: это очередной повод сказать себе и коллегам, как ценна их работа. Все даты образования основных служб каждый сотрудник назовет с ходу — хоть ночью разбуди. Поэтому новость о том, что теперь День оперативно-дежурной службы отмечается 18 ноября, а не в июле, оказалась неожиданной.
Но это было утром, а мы заступили на дежурство еще накануне вечером, когда было поспокойнее. Если, конечно, можно так назвать обстановку, когда в одной комнате постоянно звонят как минимум три телефона и хрипит радиостанция.
— Сегодня среда, ночь должна быть тихой, — говорит старший оперативный дежурный Виталий Кошин. — Обычно телефоны не умолкают вечером с пятницы по воскресенье, время от времени цепляется понедельник. Но это в основном бытовые нарушения порядка: семейные скандалы, шумящие соседи, алкоголь… А для преступлений нет «типичных» дней — те же кражи совершаются и по вторникам, и по субботам.
В магазине на ул. Ольшевского случилась кража. Охрана поймала вора с поличным и ожидает милицию. Виталий Николаевич по радиостанции направляет туда ближайший наряд: так значительно быстрее, чем по телефону. Но как он понимает, какой «борт» находится рядом с точкой?
— Онлайн видим на карте местоположение сотрудников ППСМ — как пешего, так и автопатруля, — поясняет офицер. — Именно благодаря техническим возможностям успеваем реагировать оперативно.
Про оперативность здесь упоминают не для красного словца: время прибытия наряда строго регламентировано. На вызов по факту преступления в городе прибудут за 10 минут, на «административку» — в пределах получаса.
Помощник дежурного Николай Мицкевич тем временем принимает от оперативных сотрудников и следователей справки для формирования сводки. К определенному часу вся информация о возбужденных делах и об их обстоятельствах должна быть обработана и разделена на ключевые блоки: хищения, убийства, киберпреступность, линия наркоконтроля и так далее. Увидев всю картину, руководители смогут сделать грамотный анализ и улучшить работу.
Такой была следующая жалоба, с которой обратились к милиционерам Фрунзенского РУВД. По словам девушки, агрессии муж не проявляет, к тому же она закрылась в другой комнате. Поэтому к супругам направляют участкового из общественного пункта охраны правопорядка.
— Сообщение из этой семьи поступает в первый раз — уверен, после беседы с участковым инспектором все наладится, — считает В. Кошин. — Но, если ситуация повторится, будем применять другие меры. Семейные конфликты ни в коем случае нельзя доводить до стадии, когда уже ничего нельзя исправить. Так что через вас обращаюсь ко всем, кто терпит домашних тиранов: звоните в милицию — и мы даже в режиме онлайн поможем разобраться с взаимными обидами.
Прислушиваюсь к другому телефонному разговору: старший инспектор-дежурный Виктор Богданович сообщает конвою, сколько граждан этим вечером нужно отправить из РУВД в ЦИП и СИЗО. Все это время он не спускает глаз с камер наблюдения, установленных в комнатах для доставленных: даже несмотря на то, что его подопечные тщательно досматриваются перед «заселением», лучше не рисковать их безопасностью.
— Передача граждан конвою — это особый ритуал, — поясняет В. Богданович. — Но для начала нужно проверить, нет ли у них в выдыхаемом воздухе лишних промилле: если прибор зафиксирует отклонение, останутся трезветь здесь.
Как раз так случилось с единственной в компании женщиной. Хрупкая минчанка ростом с ребенка уже успела побывать героиней стенда «Их разыскивает милиция» и проходит по ст. 174 УК — уклонение родителей от содержания детей. Неприятная история…
— У наших «постояльцев» вообще редко бывают приятные истории, — с улыбкой отмечает сотрудник. — Знаю, потому что для нашей безопасности и безопасности соседей по комнате всегда просматриваю обстоятельства и причины задержания.
По возвращении в кабинет ОДС слышу разговор помощника дежурного с молодой минчанкой. У девушки пропала собака, и в надежде найти питомца та распечатала цветные объявления с контактным телефоном. Н. Мицкевич забирает ориентировку и размещает ее на видном стенде: как раз на глазах у патрульных, которые заступают на службу или привозят задержанных.
— Вообще, мы должны передавать только информацию о разыскиваемых людях. Но девушка нуждается в помощи, и мы не можем ей отказать, — говорит милиционер и сбрасывает фотографии щенка коллегам — вдруг действительно заметят, патрулируя маршрут.
Звонки в этом кабинете раздаются с завидной периодичностью. Боюсь представить, как закипает работа в те самые неспокойные выходные. Взяв с сотрудников обещание пригласить корреспондентов в субботний вечер, покидаю Фрунзенское РУВД. А у милиционеров дежурки впереди длинная ночь перед праздником.
ДАРЬЯ ТРОЯНОВСКАЯ