Интересно, что данное подразделение в первую очередь создавалось для противодействия актам терроризма. Поэтому, подводя итоги проделанной работы, начальник Минского ОВД на ВТ полковник милиции Сергей Курилов начинает с главного — не допущено случаев захвата и угона самолета. И только потом касается профилактической деятельности и раскрытия преступлений:
— У нас традиционно высокие показатели по основным направлениям. Раскрываемость, к примеру, стабильно находится на уровне 80 процентов. Снижать высокую планку не имеем права.
— Сергей Михайлович, насколько отразились на деятельности подразделения изменения в авиасообщении в последнее время?
— Несущественно, так как наша основная задача осталась неизменной — обеспечение безопасности полетов. Не скрою: участились сообщения об угрозе безопасности. Еще три-четыре года назад таких инцидентов были единицы. Сейчас, к сожалению, ложные звонки поступают регулярно. На каждый реагируем со всей серьезностью: эвакуируем пассажиров, организуем тщательные досмотровые мероприятия. При этом подспудно понимаем, что, скорее всего, имеем дело с вредителями, которые, условно говоря, прячась в кустах, стараются усложнить нашу работу. Потому отыскать и привлечь к ответственности злоумышленников — очередная задача.
Новая география полетов сказалась на характере преступлений — чаще стали предъявлять фальшивые документы. Это было прогнозируемо, поэтому усилили бдительность в данном направлении. Подобные нарушения закона, как правило, совершают пассажиры из развивающихся стран.
— Правда, что в последнее время стало больше жалоб на пропажу багажа?
— К сожалению. Но скажу однозначно: грузчики Национального аэропорта к этому не имеют отношения. Милиция и руководство воздушной гавани сделали все, чтобы подобных инцидентов у нас не происходило. Тем не менее такая проблема существует. Хищения совершаются в аэропортах вылета. Причем, как ни странно, такие досадные происшествия участились с пассажирами, прилетавшими из ОАЭ.
Начали разбираться: как такое возможно в стране со столь высоким уровнем жизни? И выяснилось: погрузкой багажа занимаются сторонние организации, трудоустраивающие приехавших на заработки иностранцев. Мы связались с коллегами из Эмиратов, досконально обсудили проблему. Надеюсь, ситуация нормализуется.
— Недавно в аэропорту появился пункт для сдачи ПЦР-тестов, который посещают жители столицы и области. Это не усложняет работу сотрудников?
— Люди приезжают с конкретной целью, поэтому проблем не создают. Правда, первое время им приходилось выстоять многометровую очередь. Для предупреждения правонарушений вблизи периодически появлялся патруль отделения ППСМ. Сейчас, чтобы ускорить процесс, на сайте аэропорта доступна электронная регистрация.
— Ваш отдел всегда был единственным в транспортной милиции, где есть подразделение Госавтоинспекции. В аэропорту настолько актуальны проблемы, связанные с дорожным движением?
— Безопасность всегда ставится во главу угла. Немало посетителей приезжают в Национальный аэропорт на своих авто. Кроме того, не все пересекают проезжую часть по пешеходным переходам. Наши сотрудники также реагируют на происшествия в микрорайоне Сокол, относящемся к Октябрьскому району столицы.
Но дело не только в этом. Одна из основных задач дорожной милиции — круглосуточный контроль за эксплуатацией транспорта, функционирующего на территории аэродрома. Ни одна машина не должна быть допущена к работе с неисправностями, иначе есть вероятность повредить воздушное судно! Кроме того, при возможных чрезвычайных происшествиях сотрудники ГАИ обеспечивают организацию беспрепятственного проезда спецтехники.
— В транспортной милиции всегда служили подготовленные специалисты. Поэтому не будет ошибкой утверждать, что главное достояние отдела — люди?
— Это действительно так. У нас нет кадровой или проблем с дисциплиной. В прошлом году, к примеру, никто не дал слабину. Приходит толковая молодежь — легкообучаемая, грамотная.
Быстро адаптировались в коллективе патрульные прапорщик милиции Сергей Кульгавый, старший сержант милиции Павел Мельник и младший сержант милиции Марина Пашкевич. С новичками делятся опытом старожилы — майоры милиции, начальники штаба и отделения уголовного розыска Степан Бонадысев и Виталий Шукан. Мои заместители — подполковники милиции Олег Юроить, Александр Волчек и Дмитрий Шванский — умеют и четко поставить задачи подчиненным, и проконтролировать их исполнение.
Беседовала Ольга КУЛИКОВА
Фото Екатерины КОВАЛЕНКО и Александра КОЛЫСКО
Начальник отдела организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта МВД подполковник милиции Геннадий ВОРСО:
— Минский ОВД на ВТ отвечает за обеспечение правопорядка в Национальном аэропорту Минск, борьбу с террористическими угрозами и актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Благодаря профессионализму, добросовестному исполнению сотрудниками обязанностей успешно решаются все задачи.
Председатель ветеранской организации Минского ОВД на ВТ подполковник милиции в отставке Леонид НАГОРНЫЙ:
— В советские времена в отделе существовало подразделение по сопровождению воздушных судов, насчитывавшее около 70 сотрудников. Для обеспечения безопасности полетов практически в каждом самолете присутствовал вооруженный милиционер, отвечавший за недопущение к пилотам посторонних. На бортах, находившихся под нашей ответственностью, чрезвычайных ситуаций не возникало.
В то же время после того, как в 1976 году подразделение упразднили, имели место две попытки угона. Например, один из пассажиров в обувной коробке пронес на борт консервную банку, заявив, что у него взрывное устройство. Обезвредили шутника своими силами. В другом случае экипаж подчинился требованию изменить курс, запросив посадку в Стокгольме. Правда, роль шведского аэропорта сыграл спецаэродром под Ригой. Преступника задержали спецслужбы.