Механизм борьбы с домашним насилием будет усовершенствован. Большую часть изменений внесут в Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Предложенные поправки парламентарии уже приняли в первом чтении
Подробнее об этом рассказал временно исполняющий обязанности по должности начальника управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МОБ МВД полковник милиции Сергей Красуцкий:
— Предлагаем расширить круг лиц, в отношении которых насилие можно квалифицировать как домашнее. Пока он включает лишь членов семьи, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. В перечень не входят, например, скандалящие экс-супруги, оставшиеся под одной крышей, родственники, поселившиеся отдельно, граждане, имеющие общих детей.
А значит, стражи порядка пока не могут превентивно воздействовать на эту категорию конфликтующих: выносить официальные предупреждения и защитные предписания, ставить агрессоров на профучет.
— За 2020 год в быту совершено около 300 убийств и фактов причинения тяжких телесных повреждений, — подчеркнул Сергей Николаевич. — Помимо этого, еще около 60 таких преступлений — дело рук бывших членов семьи или не живущих вместе родственников. Получается, пятая часть ссор между близкими выпадает из нашего поля зрения. Этот пробел нужно устранить.
По первому зову
Законодательные новеллы позволят в том числе ускорить реагирование на подобные случаи.
— Пока превентивно повлиять на дебошира можно только, если на его счету уже два правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, — отметил руководитель. — Считаем, нужно брать ситуацию под контроль после первого же сообщения об угрозе, причем не дожидаясь постановления о наложении административного взыскания.
Кроме того, в данный момент стражи порядка лишены рычагов профилактического воздействия на агрессоров, в отношении которых начата проверка в рамках УПК или возбуждено уголовное дело за насилие над домочадцами. А ведь в большинстве случаев мучителя не берут под стражу до суда — и он живет под одной крышей с жертвами. Не исключено, может подвергнуть их издевательствам…
— В этот период разумно было бы обезопасить потерпевших, применив защитное предписание, — объяснил Сергей Красуцкий. — Обязать фигуранта покинуть общую жилплощадь, запретив контактировать с семьей.
Среди рассматриваемых новшеств — и предложение наделить милиционеров правом изымать у скандалиста зарегистрированное оружие. Известны случаи, когда им угрожали домочадцам.
Помощь нужна и агрессорам
Еще одна грядущая новация позволит узаконить работу межведомственных советов по оказанию помощи жертвам домашнего насилия.
— В правовом поле закрепим механизм обмена информацией о потерпевших между субъектами профилактики, — добавил руководитель. — Конкретизируем обязанности каждой заинтересованной структуры: пока закон дает лишь общее их толкование.
Юридической базы не хватает и коррекционной программе для агрессоров, ответственность за реализацию которой возложили на местные органы власти.
— В то же время психологи уже освоили алгоритм помощи домашним скандалистам и активно его применяют, — сказал собеседник. — Подготовку прошли и специалисты пенитенциарной системы. Они корректируют поведение осужденных за преступления, связанные с домашним насилием, и дебоширов, направленных в ЛТП.
Учтут все нюансы
Под эгидой МВД планируется создать реестр всех фактов домашнего насилия. Он будет включать и сведения о жертвах, которые отказываются обличать мучителей. Пока регистрируются лишь случаи, в которых для агрессоров наступили правовые последствия.
— Новая база данных должна содержать и указание мер, уже предпринятых для разрешения конфликта, — акцентировал внимание С. Красуцкий. — Даже если потерпевший пока не готов заявить о нападках домашнего тирана, ему обязаны предложить, например, переехать в кризисную комнату и обратиться к психологу.
В случае обострения ситуации стражи порядка примут более взвешенное решение — с учетом уже происходившего между сторонами. Кроме того, совокупность фактов может послужить основанием для возбуждения уголовного дела по превентивной статье.
— Доступ к реестру откроют и для следователей, и для судей — так они получат более полное представление об обстановке в семье, — уверен полковник милиции. — Это поможет и жертве отстоять свои права. Многие ведь годами покрывают обидчиков, а когда чаша терпения переполняется, не могут добиться справедливого наказания.
Комментарий по поводу
Старший участковый инспектор Заводского РУВД столицы майор милиции Олег ГАНЕСТОВ:
— В моей практике были случаи, когда после развода экс-супруги оставались под одной крышей на время раздела имущества. Судебные разбирательства затягивались — и некоторые от обиды крушили ценности, с которыми не хотели расставаться, доходило до рукоприкладства.
По мнению Олега Леонидовича, в этих ситуациях нужно пускать в ход профилактические меры: например, отселять одного из скандалистов в кризисную комнату. Дожидаясь решения суда в спокойной обстановке, бывшие члены семьи не совершат непоправимых ошибок.
— В начале этого года один из агрессоров угрожал супруге убийством, за что должен был предстать перед судом, — продолжил офицер. — Однако до слушания его не изолировали. По закону я не мог применить защитное предписание, чтобы оградить жертву от влияния буяна. Она осталась один на один с мучителем.
Минчанин, уже побывавший в местах лишения свободы, решил сделать все, чтобы туда не возвращаться. Запер жену в квартире и истязал ее в течение дня: вынуждал отказаться от обвинений. В перерывах между избиениями деспот опрокинул не один стакан спиртного…
— Женщина лишь чудом вырвалась и позвонила в милицию, — вспомнил подробности офицер. — В отношении фигуранта возбудили еще одно уголовное дело, после этого его взяли под стражу. Убежден, нужно отладить юридические механизмы, страхующие от повторения подобного.
По мнению О. Ганестова, необходим и реестр, который бы включал все факты домашнего насилия.
— Да, адреса некоторых нарушителей давно на слуху — и местный участковый знает всю картину происходящего, даже когда жертвы не хотят огласки, — объяснил собеседник. — Однако по разным причинам дела порой передают новым сотрудникам. Из-за недостатка сведений те могут уделить семье меньше внимания — и, не исключено, домашний тиран почувствует, что у него развязаны руки.
С появлением базы данных отследить количество визитов к скандалистам станет проще. В момент обострения конфликта к ним нередко направляют ближайший наряд милиции.
— Коллеги из подразделений ППСМ или Департамента охраны не знакомы с каждым дебоширом и не всегда с ходу могут оценить серьезность ситуации, — добавил Олег Ганестов. — Ознакомившись же со сведениями в реестре, поймут, на что тот способен и какие меры лучше применить.
Офицер также уверен: важно как можно раньше вычислять людей, покатившихся по наклонной.
— Более полная база данных позволит скорее выявлять и алкозависимых, ведь часто их родственники обращаются за помощью слишком поздно, — подвел итог майор милиции. — К этому моменту подопечные приобретают тяжелые болезни, из-за которых их нельзя, например, поместить в ЛТП. Законодательные новшества позволят нам вмешаться, пока ситуация не усугубилась.
Анастасия ПАРАХНЕВИЧ.
Фото Екатерины КОВАЛЕНКО.
Газета «На страже»