Им хоть трава не расти
Мы ратуем за экологию, переходим на био-разлагаемую упаковку и косо смотрим на тех, кто все еще потягивает напитки через пластиковые трубочки. На фоне всеобщего увлечения эко-активизмом припаркованные на газоне автомобили выглядят неуместно. Вскоре любителям парковаться на зеленых зонах начнут выставлять счета за испорченные лужайки. В Минске таким образом реагируют на многочисленные обращения горожан, возмущенных поведением водителей, разрушающих газоны. Корреспондент «Р» отправилась в рейд с сотрудниками ГАИ и узнала у нарушителей, почему они бросают свои автомобили на траве?
Стоять на своем
11 часов дня. Инспекторы ДПС уже знают проблемные улицы, и мы уверенно сворачиваем в нужный двор. Вместе с нами работает эвакуатор.
— Сама по себе парковка на зеленой зоне не является основанием для эвакуации, — по пути разъясняет нюансы инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД г. Минска Александр Брановицкий. — Но если припаркованный на газоне автомобиль создает препятствие для движения, то мы имеем право отбуксироватьего на штраф-стоянку.
Улица Нововиленская. 10а. Машины стоят буквально одна на одной. С нарушением прямо на зеленой зоне припарковано три легковушки.
— Владельцы этих авто нарушили сразу два правила: движение по тротуару и парковка в неположенном месте, — поясняет Александр Брановицкий, устанавливая данные владельцев.
Ими оказались жильцы ближайшего дома. Ни у кого из них в прошлом нет штрафов за парковку в неположенном месте, поэтому на первый раз все трое отделались предупреждением.
«Почему бы эту территорию не заасфальтировать и не организовать здесь парковку? Очевидно же, что здесь больше некуда ставить автомобили», — задаются вопросом автовладельцы. Вот только жильцы, чьи окна выходят во двор, не готовы мириться савтомобильнымшумом и загазованностью. Люди встают на защиту зеленых насаждений и отказываются от дополнительных парковок во дворах. Проблему могло бы решить строительство паркингов. Вот только опыт показывает, что далеко не все водители готовы платить за место под солнцем для своего железного коня.
Чуть дальше, возле дома №14 на улице Нововиленской стоят с десяток нарушителей. Земля на зеленой зоне вся в рытвинах и ухабах. Для составления протокола необходимо личное присутствие автовладельца. Зная это, некоторые водители проходят мимо своих автомобилей, делая вид, что не имеют к ним никакого отношения. Инспектор фиксирует факт нарушения, записывает данные владельцев. Их вызовут в отделение ГАИ.
Все средства хороши
Минские газоны спасают, как могут. Для воспрепятствования въезду на них устанавливают делиниаторы, столбики, полусферы… Относительно новый опыт для Беларуси — экопарковки. На газон укладывается специальная решетка, которая не дает колесам повреждать корни растений. А на улице Филимонова, например, проблему решили установкой парковочных эстакад.
Тем временем эвакуатор сворачивает во двор дома №12 на улице Леси Украинки. Осматриваем территорию. На том, что когда-то можно было назвать зеленой зоной, стоят не одна и не две, а сразу 22 машины. Они выстроены рядами: аккуратненько, плотненько — прямо на травке. Первый водитель «обрадованный» новостью о штрафе, разговаривать с прессой наотрез отказался. Минуту спустя находим еще одного нарушителя – белый Chevrolet Cruze припаркован двумя колесами на тротуаре, а двумя — на газоне. Инспектор звонит владельцу. Через пару минут из подъезда выбегает мужчина, в глазах которого застыл немой вопрос « за что»?
— Газон, конечно, жалко. Ну, а что делать? Все тут ставят, вот и я поставил, — пока инспектор выписывает штраф, нарушитель не скрывает своего негодования.
А все-таки прав был Ганди, говоря: «Хочешь изменить мир — начни с себя»…
Не успеваем отойти от газона, как на место только что оштрафованного нарушителя пытается запарковаться другой автомобиль. Инспектор предупреждает его об ответственности, и молодой человек в поисках свободного места гонит свой Peugeot глубже во двор. К сожалению, к каждому газону сотрудника ДПС не приставишь…
Городской эксперимент
В Минске с понедельника усилили работу по пресечению парковки большегрузного транспорта во дворах. Во время заседания рабочей группы по вопросам благоустройства и содержания городских территорий заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович отметил, что в работе с нарушителями будут применять блокираторы. Также в Минске начнут взыскивать ущерб за испорченные газоны. Алгоритм прост. Предприятия, на обслуживании которых находятся зеленые зоны, направляют фотографии с фактами неправильной парковки и информацию о месте, дате и времени правонарушения в РУВД. Сотрудники РУВД найдут водителя и сообщат сведения о нем в организацию, газон которой пострадал.
Руководству «Минскзеленстроя» Александр Дорохович предложил для более эффективного отслеживания нарушителей использовать видеонаблюдение в тех местах, где проблема парковки на газонах особенно остра.
Руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелика Пузанкова считает, что новый регламент поможет службам более четко взаимодействовать с правоохранителями в этой области:
— Почва очень уязвима под шинами автомобилей. Если ничего не делать, ее можно изъездить так, что грунт затвердеет и на нем уже ничего не вырастет. В большей степени проблема парковки на газонах актуальна для дворов. Однако территории, за которые отвечают озеленители, тоже страдают. Речь о тех из них, которые прилегают к рынкам и другим торговым объектам, а также участки вдоль дорог. Новый регламент разработан для организаций, обсуживающих зеленые насаждения, в том числе ЖКХ и «Минскзеленстроя»…. Специалисты рассчитывают сумму ущерба и направляют виновному претензию. Если нарушитель откажется возмещать ущерб, вопрос будет решаться в судебном порядке.
В итоге нарушители заплатят дважды: и штраф за нарушение ПДД, и за поврежденный газон. Штраф по линии ГАИ за парковку на зеленой зоне составляет 1 базовую величину, за повторное нарушение в течение года — уже 2 базовые. Помимо этого в Кодексе об административных правонарушениях есть статья 15.22, согласно которой повреждение или уничтожение цветников, газонов, расположенных в населенных пунктах — чревато штрафом до 50 базовых, для индивидуального предпринимателя — от 10 до 200 базовых, для юридического лица — от 20 до 300 базовых.
В ГАИ нововведение также поддерживают, полагая, что новый регламент поспособствует снижению числа нарушений правил парковки в городе.
— Если хоть одно колесо стоит на растительности, то с точки зрения закона — это нарушение, — уточняет инспектор ДПС Александр Брановицкий. — Сообщить о нарушении может не только предприятие, на территории которого находятся зеленые зоны, пострадавшие от нарушителей правил парковки, но и просто неравнодушные граждане. Уже несколько лет существует интернет-проект «Перехват». С помощью специально разработанной программы-робота он принимает сообщения о правонарушениях от пользователей популярного мессенджера Telegram. Нужно лишь зафиксировать факт нарушения на камеру мобильного телефона и указать точный адрес.
Напоследок Александр Брановицкий добавил, что летом ГАИ усилит контроль за парковкой в зеленой зоне вблизи пляжей. Накануне открытия купального сезона в места массового отдыха дополнительные наряды направит природоохранная инспекция.
Инна ГОРБАТЕНКО
gorbatenko@sb.by
фото Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
Источник: minsk.mvd.gov.by/ru/news/3641