В первые три дня декабря в Минске прошли профилактические мероприятия по предупреждению ДТП с участием пешеходов. Итог неутешительный: стражи порядка зафиксировали свыше полутора тысяч нарушений!
С одним из экипажей столичной ГАИ ситуацию на дорогах контролировали корреспонденты «НС». Наблюдение велось из машины скрытого патрулирования, благодаря чему обстановку на городских артериях получилось оценить максимально объективно.
Итак: пятница, 16:00. По пути до проспекта Машерова, где запланировали остановиться, поинтересовались у стражей дорог, зачем прибегать к использованию «автомобилей-невидимок». Старший инспектор и инспектор ДПС спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности УГАИ ГУВД майор милиции Андрей Почесуй и старший лейтенант милиции Максим Черкас убеждены: при широком внедрении метода в практику дисциплинированность участников движения повысится.
— Видя экипаж ДПС, водители часто предупреждают об этом друг друга, — пояснил Андрей Викторович. — Соответственно, лихач притормаживает на «нужном» участке, а дальше продолжает превышать скорость, подвергая опасности окружающих. При скрытом же патрулировании подобная практика исключается. Рассчитываем на другой эффект. Человек за рулем должен понимать, что, игнорируя дорожные знаки или разметку, может очень неожиданно для себя услышать требование: принять вправо и остановиться.
— Среди нарушителей, впрочем, немало и пешеходов, — дополнил коллегу Максим Черкас. — Некоторые начинают движение по зебре на мигающий зеленый или смело шагают через островок безопасности, когда на светофоре уже горит красный. Вечером 30 ноября на улице Кедышко, например, под колесами авто погибла женщина. Она переходила проезжую часть в неположенном месте, а ведь зебра была всего-то в 20 метрах.
…Первого нарушителя за- метили, даже не доехав до запланированного места остановки. При повороте налево с улицы Тимирязева на проспект Машерова мужчина за рулем БМВ не предоставил преимущество в движении пешеходу. Девушка пересекала проезжую часть на разрешающий сигнал светофора.
Водитель Виталий вину признал, хотя и попытался оправдаться: мол, находясь в третьей полосе, не создал явной помехи молодой особе, которая только ступила на переход.
В свою очередь Максим Черкас процитировал пункт 100 ПДД, где обозначено конкретное требование «уступить» и ничего не сказано про возможность совершать маневр при определенном расположении участников дорожного движения на проезжей части. Драйвер согласился, пообещав впредь вести себя законопослушно. Пока инспектор проверял, в каких еще нарушениях собеседник был уличен за последний год, тот поделился: ошибку допустил из-за спешки — хотел быстрее вернуться домой в Бобруйск.
Виталию вынесли предупреждение, так как оказалось, что до этого он в поле зрения стражей дорог не попадал.
Тем временем Андрей Почесуй остановил девушку на «Сузуки». Поворачивая направо по мигающей стрелке, водитель решила ускориться, забыв о требовании уступить дорогу пешеходам. Аварийной ситуации она не создала, но факт нарушения был налицо.
— Отвлеклась и не успела остановиться у границы разметки. Пришлось нажать на газ, чтобы не застрять на пешеходном и не вынудить людей огибать мою машину, — разъяснила причину ошибки Екатерина. — За рулем без малого десять лет. До штрафов дело пока не доходило.
Также собеседница высказалась о культуре вождения минчан:
— Редко сталкиваюсь со случаями, когда не могу вовремя перестроиться или вынуждена притормаживать из-за внезапно появившегося впереди авто. В целом у нас сдержанные водители, предпочитающие не вступать в конфликты на дороге. А вот за границей доводилось встречать драйверов, готовых врукопашную пойти на соседей по потоку, чтобы отстоять свою правоту.
За время двухчасового рейда предупреждение получили еще два водителя. И оба из-за того, что не предоставили преимущество в движении пешеходам. Опрометчивое поведение они объяснили спешкой. Остается надеяться, что уроки будут усвоены.
По словам Максима Черкаса, составить портрет типичного нарушителя довольно сложно: в поле зрения попадают как недавние курсанты авто- школ, так и драйверы со стажем.
— Как с этим бороться? В том числе больше рассказывать о последствиях, к которым приводят лихачество и игнорирование Правил дорожного движения. С 1 марта действует новый Кодекс об административных правонарушениях, который ужесточил наказание за несоблюдение ПДД. Это тоже должно служить сдерживающей мерой.
Возле Комаровского рынка в разговор с людьми в погонах вступила минчанка Татьяна. Женщина сразу отметила: с хамством на дороге она не сталкивалась.
— У меня есть водительское удостоверение, но в последние десять лет выступаю исключительно в качестве пассажира или пешехода. Уже и не припомню случая, когда бы меня не пропустили на переходе, — констатировала собеседница.
— Конечно, знаю о трагических авариях в Минске. И не снимаю ответственности с прохожих: находясь на проезжей части в неположенном месте в темной одежде и без световозвращателей, они не оставляют водителю шанса вовремя заметить препятствие.
Источник: «На Страже»
Автор:Ольга БАРЧ.
Фото Екатерины КОВАЛЕНКО.