Сотрудники столичной милиции во взаимодействии с представителями управления Следственного комитета по Минску задержали троих подозреваемых в изготовлении взрывных устройств.
О подробностях рассказал старший оперуполномоченный УУР ГУВД подполковник милиции Сергей Рябцев.
…Поздним июньским вечером в службу «102» столичного главка стали поступать звонки от взволнованных горожан. Один за другим очевидцы сообщали о прогремевшем в Заводском районе взрыве. Из-за сдетонировавшего на пустыре возле улиц Ангарской и Варвашени устройства пострадали парень и девушка.
На место происшествия прибыли следственно-оперативная группа, сотрудники МЧС и медики, которые оказали первую помощь молодому человеку и его спутнице. Придя в себя, 19-летний минчанин рассказал, что вместе со знакомой выгуливал собаку. В какой-то момент он обратил внимание на округлый предмет на земле, затронул его кроссовкой — и тут под ногами прогремело.
После проведения ряда экспертиз было установлено: произошел взрыв, основным зарядом для которого послужило вещество на основе тротила. В ходе осмотра места происшествия специалисты также изъяли обрывки листов с рукописным текстом, в которые была завернута опасная самоделка.
— Вместе с заместителем начальника отдела уголовного розыска Заводского РУВД майором милиции Виталием Сушко пришли к мнению: обнаруженные фрагменты бумаги похожи на части студенческих конспектов, — отметил С. Рябцев. — Немаловажной деталью стало и то, что исписаны они были одним почерком, причем весьма своеобразным и запоминающимся.
Начался скрупулезный анализ улик, которые должны были вывести на след подрывников. Сперва оперативники выбрали встречавшиеся в тексте специфические термины, которые редко употребляются в повседневной жизни. Благодаря этой информации впоследствии в интернете удалось определить темы содержащих их лекций. Так сыщики выяснили: изготовителей самодельной взрывчатки, вероятно, следовало искать в одном из столичных педагогических вузов.
Позже, двигаясь от общего к частному, стражи порядка предположили: одновременно интересовавшим их дисциплинам могли обучать лишь на одном факультете, причем только в первом семестре первого курса. Это значительно сузило круг поисков.
— В учреждении образования нам пошли навстречу и передали контрольные работы студентов, которые изучали предметы из нашего списка осенью минувшего года, — подчеркнул подполковник милиции. — Детально изучив каждый текст, нашли совпадения почерка и установили подозреваемого.
Попавшего в поле зрения жителя Орши правоохранители попытались найти по месту регистрации, однако выяснилось, что на летних каникулах он остался в столице. Вместе с коллегами из ГУБОПиК МВД и сотрудниками Следственного комитета оперативники угро вычислили съемную квартиру, где молодой человек жил с товарищем (как оказалось впоследствии, он также участвовал в организации взрывов в столице и Минском районе). Задержать подозреваемых было делом техники.
И они не стали отрицать свою причастность к злодеяниям, тем более что в их телефонах обнаружились изобличающие видеозаписи — «герои» фиксировали свои похождения на камеру. О взглядах и жизненных ориентирах парней также красноречиво свидетельствовал тот факт, что они были подписаны на многочисленные деструктивные телеграм-каналы. Рассказали заговорщики и о третьем участнике группы, которого вскоре задержали в одном из райцентров на Витебщине.
Молодые люди признались: мысль о создании взрывных устройств пришла после занятий в вузе (одним из профильных предметов несостоявшихся специалистов была химия) и просмотра многочисленных роликов в сети по этой тематике. Раздобыв необходимое оборудование, юноши вначале изготавливали в съемной квартире не очень мощные устройства. Испытания проводили на пустырях в Минском районе. Однако со временем аппетиты, как говорится, росли, поэтому объем взрывчатых веществ в зарядах становился все больше.
За два дня до инцидента, окончившегося травмой случайного прохожего, подельники решили проверить очередную разработку, однако процесс пошел не по плану. Для детонации необходимо было с силой швырнуть устройство в стену, но в темноте один из экспериментаторов промахнулся, и сверток с опасными реагентами улетел в поле, так и не сработав.
Молодые люди побоялись искать СВУ из-за возможности взрыва и оставили опасный «сюрприз» на земле. Парню, случайно наткнувшемуся на него позже, отчасти повезло: после многочисленных операций по восстановлению поврежденных конечностей он выписан и проходит амбулаторное лечение.
Расследование уголовного дела, возбужденного по части 2 статьи 295 Уголовного кодекса (незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), подозреваемыми по которому являются трое студентов столичных вузов 18 — 20 лет, продолжается.
В ходе обысков по месту жительства задержанных изъяты порошкообразные вещества, различные жидкости, стеклянные колбы и банки, электронные весы и многое другое. Назначены криминалистические экспертизы. Также изучается содержимое мобильных и электронных устройств, принадлежащих фигурантам. В отношении их применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
За подобные злодеяния предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Петр СТОЯНОВ
У соседей
В прошлом месяце в России ужесточили уголовную ответственность по «оружейной» статье. Законопроект, вносящий изменения в ст. 222 УК (в том числе касающуюся самодельных взрывных устройств), подписал Президент Владимир Путин. В соответствии с принятыми поправками незаконное изготовление и переделка взрывчатых веществ и взрывных устройств отныне наказывается лишением свободы на срок от восьми до десяти лет (ранее — от трех до шести), максимальный размер штрафа возрос с 200 до 500 тысяч российских рублей. Если преступление совершила группа лиц по предварительному сговору, то ответственность еще жестче — до 10 -15 лет лишения свободы вместо 5 — 8 лет в прежней редакции. Штраф увеличивается до 800 тысяч. Для организованной преступной группы наказание составляет от 15 до 20 лет нахождения в исправительном учреждении со штрафом до миллиона рублей (ранее — 8 — 12 лет со взысканием до 500 тысяч).