О том, кто в основном занимается закладкой наркотиков, и почему сотрудникам наркоконтроля приходится иметь дело с иностранцами — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
У сотрудников оперативных подразделений милиции нередко ненормированный рабочий день. Порой они даже не знают, когда вернутся домой.
— Однажды я двое суток провел на работе: задержали четырех сбытчиков наркотиков, у которых изъяли большое количество психотропных веществ, — рассказывает старший оперуполномоченный по особо важным делам отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Ленинского РУВД Евгений Филон.
Обычно его рабочий день начинается с изучения суточной сводки по городу: где и какие преступления совершены, кто причастен. Но тут у офицера зазвонил мобильный телефон.
— Информация принята! Выезжаем, — ответил оперативник.
И через несколько минут мы с Евгением и его коллегой уже мчались в один из спальных районов Минска задерживать очередного «минера» — 21-летнего работника столичного завода.
Оперативники заняли позиции неподалеку от подъезда многоэтажки. Вскоре на горизонте появился парень. Он спешно направлялся в нашу сторону и оглядывался по сторонам.
— Вы задержаны по подозрению в незаконном обороте наркотиков! — эта фраза, адресованная молодому человеку, нарушила утреннюю тишину уютного минского дворика.
В присутствии двух понятых нарушителя попросили представиться и добровольно выдать запрещенные вещества, оружие и деньги, добытые преступным путем, если таковые имеются в наличии. Парень замер от неожиданности. Евгений повторил просьбу. Поняв, что деваться некуда, юноша послушно достал из внутреннего кармана куртки пакетик с 20 граммами особо опасного психотропа, который наркоманы именуют «Скорость». Его задержанный забрал в тайнике и нес домой, чтобы расфасовать.
Парень вел себя сдержанно, спокойно отвечал на вопросы оперативников. Оказалось, на преступный промысел его подтолкнули многочисленные долги и кредиты. В Интернете молодой человек нашел объявление, в котором предлагали очень быстро улучшить материальное положение. Поработать закладчиком он успел не более двух недель, даже первое вознаграждение не получил. Теперь ему грозит от 8 до 15 лет лишения свободы. Спрашивается: оно того стоило?
Нередко сотрудникам наркоконтроля доводится иметь дело с иностранцами. Так, Евгений с коллегами в одной из минских гостиниц задержал двух граждан Украины. У одного при себе нашли полкилограмма мефедрона, у второго — 200 граммов марихуаны. Зелье планировали расфасовать и разложить по тайникам, но не успели. В Беларуси теперь они задержатся надолго — пока не отбудут заслуженное наказание.
— Россияне и украинцы едут к нам неспроста: в их странах за одну закладку платят 3–5 долларов, а у нас —13–15, — поясняет Е. Филон. — Некоторые сбытчики умудряются делать 100 закладок в день. При этом потребителю пакетик с дурманом обходится минимум в 70 рублей.
А недавно оперативник задержал многодетную мать, которая ранее неоднократно была судима по наркотической статье. Одного из троих своих детей женщина даже родила в колонии.
— После очередного освобождения гражданка недолго вела добропорядочный образ жизни — вскоре снова стала употреблять метадон, — рассказывает Евгений. — Сейчас она в следственном изоляторе ожидает приговора суда. Опеку над детьми оформила бабушка.
По словам собеседника, те, кто употребляет зелье или торгует им, все равно рано или поздно получат пятно на своей биографии в виде судимости. Кроме того, таким образом они доставляют немало проблем близким, которые хотят трудоустроиться.
Евгений признается: проводя обыск по месту жительства задержанных, ему порой жаль некоторых родителей, которые даже не подозревали, чем промышляли их сын или дочь. Родственники паникуют, истерят, задаются вопросом: «Зачем нужно было в это ввязываться?» Одни молодые люди просят прощения, другие же, особенно несовершеннолетние, часто упрекают матерей и отцов, что те виноваты в их задержании, мол, не могли достойно обеспечить — купить фирменную одежду, дорогой телефон.
Кстати, чаще всего сбытом наркотиков занимаются молодые люди 1985–2000 годов рождения. Они соблазняются большими заработками, которые сулит «работодатель». Но многие не успевают получить даже первое вознаграждение.
Автор материала:
ВИКТОРИЯ ДАРЕВСКАЯ