Побеждай или умри… Такой выбор, навязанный кинорежиссерами и создателями компьютерных игр, потребитель с неокрепшей психикой в какой-то момент может поставить перед собой и в реальной жизни
Сегодня редкий крошка-сын за ответом на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо» идет к отцу. Запрос на информацию удовлетворяют, скорее, социальные сети, интернет-каналы, популярные кинокартины. Этот контент если не формирует, то уж точно влияет на сознание современных детей.
Возьмем хотя бы нашумевший сериал «Игра в кальмара». Сюжет картины разворачивается на острове, где без малого полтысячи добровольцев проводят время за незамысловатыми забавами. Тот, кто терпит поражение, выбывает: его безжалостно убивают. За участниками в скрывающих лица масках наблюдают организаторы «шоу». Они же сулят единственному победителю огромный денежный приз, который, по мнению каждого прибывшего на остров, стоит того, чтобы рискнуть жизнью.
Какую же смысловую нагрузку несет топовая кинолента? Для одних героев становится нормой идти по головам, чтобы разбогатеть. Другие считают приемлемым ради зрелища насилие и жестокость. В результате посылы, которые не должны были вызвать ничего, кроме неприятия, почему-то пробудили интерес. Более того, теперь даже невинная дворовая игра «Море волнуется — раз» у многих начала ассоциироваться с сюжетом из южнокорейской картины. И где гарантия, что вскоре не начнут избивать тех, кого ведущий застанет в движении? В фильме принцип такой: проиграл — умри…
Тому, что становится трендом, подростки стремятся следовать: повторяют действия и фразы героев кинокартин и компьютерных баталий, копируют их поведение, стиль в одежде. Из-за глубокого погружения в образ цитата из той же «Игры в кальмара»: «Есть два ада. И худший из них — это реальность» — кем- то может восприниматься уже как руководство к действию.
Атака с экранов
Контент со сценами насилия и жестокости традиционно собирает много зрителей. Одни смотрят видео соответствующего содержания ради порции адреналина, другие — из любопытства.
По словам старшего инспектора-психолога ГУВД Мингорисполкома майора милиции Натальи Шершнёвой, подростки, как правило, увлекаются трендами в сети за компанию.
— Погружаясь в виртуальный мир, ребята стремятся восполнить эмоциональные ресурсы, потраченные на общение со сверстниками, учебу, выполнение домашних обязанностей, — отмечает специалист. — Конечно, выбирая интернет-канал, передачу, фильм, они не размышляют о том, будет ли увиденное полезным, — просто смотрят то, что популярно среди сверстников. И если на здоровую, психически стабильную личность видео с элементами жестокости не окажет негативного влияния, то у эмоционально незрелых детей, испытывающих недостаток внимания, просмотр будоражащего кровь контента может вызвать негативную динамику: вероятны нарушения поведения, вплоть до социально опасных действий.
К сожалению, история знает немало фактов, когда люди подражали героям фильмов и совершали чудовищные поступки. Как же оградить чадо от информации, которая может служить катализатором деструктивных проявлений? В этом случае Наталья Шершнёва считает резонным прибегать к манипуляции.
— Запрет на просмотр того или иного видео, скорее всего, лишь усилит интерес ребенка, поэтому разговор стоит начать с объяснения, почему данный ролик/ сайт/кино лучше пропустить, — объясняет майор милиции. — А после предложить вместе выбрать занятие по душе: посмотреть добрый фильм, открыть приложение с головоломками или удивительными фактами, поиграть в онлайн-шахматы. Важно, чтобы подростки осознавали: можно проводить время за гаджетами (как делают все в их окружении), но при этом с пользой. Безусловно, деструктивная или аморальная информация, которая постоянно попадает ребенку на глаза, может повлиять на его отношение к общепринятой системе ценностей, рамкам дозволенного. Поэтому функцию «родительский контроль» на смарт-устройствах детей следует активизировать.
Однако специалист убеждена: чтобы подросток не попал под дурное влияние, мало бороться с жестоким контентом. Папам и мамам нужно быть погруженными в жизнь своих детей: интересоваться, поддерживать, направлять и, конечно, любить.
Компетентный комментарий
Старший инспектор по особым поручениям управления охраны правопорядка и профилактики ГУВД Мингорисполкома подполковник милиции Захар СУКАЛО:
— Жестокость, которая рекой льется с экранов, через какое-то время перестает шокировать, вызывать осуждение. Поэтому и в реальной жизни возникают ситуации, когда подросток, к примеру, проходит мимо, видя, как другого бьют, или не сообщает взрослым, зная о торговле наркотиками.
С одной стороны, когда ребенок не пользуется гаджетами, не имеет аккаунтов в социальных сетях, его могут не принять в свой круг сверстники, он рискует стать изгоем. С другой — чрезмерное нахождение в виртуальном пространстве чревато просмотром разрушающей психику информации, приобретением компьютерной зависимости.
Своих подопечных не призываем отказываться от гаджетов и не навязываем свой контент, понимая, что эта затея обречена на провал. В то же время стремимся расширить их кругозор: организуем экскурсии, проводим кинолектории, обсуждаем волнующие ребят проблемы и вопросы.
Приобщаем юное поколение к труду. Недавно вместе высадили аллею «Искренности, доброты, надежды». Показывая многогранность жизни, подводим мальчишек и девчонок к пониманию: мир наполнен интересными и созидательными вещами, на познание которых и стоит тратить свободное время.
Заместитель директора СШ № 225 Минска по воспитательной работе Наталья ТУЛЕЙКО:
— Кибербуллинг, шантаж, оскорбление — далеко не все опасности, с которыми могут столкнуться юные интернет-пользователи. Поэтому вопросы: как обезопасить ребят, сделать так, чтобы нахождение в сети приносило пользу, — на повестке ежедневно. На занятиях по информатике и ОБЖ, классных часах педагоги не только знакомят учеников с правилами грамотного поведения и культурой общения в виртуальном пространстве, но и со способами защиты личной информации. Конечно, используем интерактивные формы работы, направленные на решение и обыгрывание конкретных ситуаций.
На переменах в фойе демонстрируются обучающие видеоролики о том, как не угодить в ловушки киберзлоумышленников, буклеты и статьи соответствующей тематики есть в правовом уголке.
Очень важной считаем и работу с родителями. С ними педагоги проводят консультации, разъясняя, как ненавязчиво доносить детям правила компьютерной грамотности, обсуждать контент и в целом выстраивать доверительные отношения.
Источник: «На старже»
Ольга БАРЧ.
Фото Егора ТИТОВА и из интернета.