Это история о том, как первая любовь и плохая компания чуть не сломали жизнь подростка, но…
Евгения, вздыхая и скручивая кончики волос в ершистые прядки, рассказывает, как целый год провела в Петриковском профессионально-техническом училище закрытого типа №1 лёгкой промышленности.
Сначала она украла дорогой смартфон, затем – крупную сумму денег, которую собирали родители её одноклассников на поездку в Петербург. Накопления девушка хотела отдать своему парню-наркоману.
— Дима старше меня, — тихо говорит Женя. – Познакомились через общих друзей. Он не работал, играл дома в компьютерные игры. Всегда свободен, обаятелен. Я была счастлива…
Родители Евгении ничего не знали об отношениях молодых людей и ежедневно выдавали дочери деньги на обед, тушь, колготки…Но однажды мама попросила показать покупки за последний месяц. Продемонстрировать девочка ничего не смогла. Все средства она относила к возлюбленному.
Дима же, почувствовав, что Женя от него без ума, стал разбавлять романтику крепким словцом, кулаками. Заметив синяки на лице дочки, родители хотели написать заявление в милицию. Но та, пригрозив, что уйдёт из дома, запретила делать это.
— А он ни разу не написал, не позвонил в спецучилище, — с горечью вспоминает Евгения. – Хотя прекрасно знал, что я из-за него вляпалась…Его мама позже мне рассказала, мол, у Димы всё хорошо, женился, ждёт пополнения…А я? Получается, он пользовался мной! Сегодня понимаю: любовь – это поступки, а не красивые слова. Это ответственность за человека.
— Как отец реагировал на происходящее?
— Мы почти не общались, ругались. Но после суда увидела, как он рыдает. Подошёл, погладил по волосам и сказал, что очень меня любит и всегда будет рядом Знаете, самое тяжёлое вдали от дома – получать фотографии родных. Больно смотреть на любимые лица и не иметь возможности быть рядом.
— Что ещё поняла, находясь в училище?
— Что у меня есть семья, в которой меня любят и слышат. Родители боролись за меня, но я была против них, поэтому и проиграли. Знаете, сперва я всех проклинала. Злилась на инспектора по делам несовершеннолетних за то, что не вытащила меня. А сегодня благодарна за то, что в моей жизни случился Петриков. Что было бы, если бы всё продолжилось? Я поняла, что любой поступок имеет последствия.
— Как думаешь, почему маме не удалось уберечь тебя?
— Она запирала меня, молила, плакала, становилась на колени и просила одуматься. Но я уходила к нему. Только когда маму увезла «скорая», я пошла просить прощения…Но потом украла телефон и деньги.
Суд постановил отправить Евгению в приёмник-распределитель для несовершеннолетних УВД Минского облисполкома, затем в Петриковское государственное специальное ПТУ закрытого типа №1, где девочек обучают не только школьной программе, но и профессии швеи.
— Четыре часа в пути – и добро пожаловать в новый мир! – неохотно вспоминает Женя. – Утро начиналось с производства, потом уроки. Сложно было работать и учиться. Каждый день зачёркивала в календаре. Больше всего ждала свиданий с мамой. Раз в неделю можно было позвонить и поговорить с родными 10 минут. И так 365 суток.
— А как же день рождения?
— Ни торта, ни подарков, на линейке поздравили и всё…Мы с мамой родились в один день – 29 июля. Я очень переживала, что не смогу её поздравить. Но ремонтировали таксофон и предложили проверить, работает ли он. Я сразу набрала маме и сказала, что безумно её люблю. В ответ услышала, что ни один праздник не отмечают и очень ждут моего возвращения.
— Каким оно было?
— Страшно, непривычно… Зашла в свою комнату, а там – воздушные шары, семейные фотографии, сладкий букет! Я расплакалась… Первое время просила у всех разрешения взять хлеб или посмотреть телевизор… Сейчас пошла на биржу труда, есть предложение поработать швеёй. А в сентябре хочу вернуться в школу, доучиться и стать парикмахером, как мечтала. Настало время делать работу над ошибками!
Рядом оказались люди
— С первого дня знакомства с Евгенией поняла, что к девочке нужен особый подход, — вспоминает участковый инспектор ИДН Московского РУВД г. Минска старший лейтенант милиции Валерия Зорко. – Женю одурманила первая влюблённость – сбились жизненные векторы, авторитетом стал плохой парень. Я надеялась достучаться, объяснить ложность её взглядов, опасность ситуации. Но Евгения чувствовала беззаконность. Её родителям было трудно принять строгое решение в отношении дочери. А девушку нужно было срочно изолировать от дурной компании. Пришлось обратиться в суд с ходатайством о направлении подростка в специальное учреждение закрытого типа…Уже год, как несовершеннолетняя вернулась и Петрикова. Женя изменилась как внешне, так и внутренне: стала отзывчивой, внимательной к своей семье. Поблагодарила за помощь и меня. В такие моменты понимаешь важность своей работы.
Оксана Канашиц
УИОС МВД