Сотрудники Фрунзенского РУВД провели брифинг с учащимися Минского государственного колледжа технологии и дизайна легкой промышленности, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».На встрече присутствовали сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних и отдела по противодействию киберпреступности, которые рассказали ребятам о том, как их сверстники становятся фигурантами уголовных дел.
— В этом году в отношении несовершеннолетних только в Фрунзенском районе уже возбуждено шесть уголовных дел по наркотической статье, причем четыре из них — за сбыт дурмана, — рассказал начальник ИДН Александр Черняк. — Подростков завлекали большими заработками, обещали, что в случае задержания помогут избежать ответственности. На деле же все оказалось иначе: некоторые кладмены даже не успели получить первую «зарплату».В последнее время дилеры активно переключаются на доверчивых подростков. Через месяц-два работы мелким минерам они предлагают стать оптовиками — забирать большие партии наркотика, фасовать его и раскладывать по городу.
Присутствующие задавали милиционерам много вопросов. Например, один юноша очень интересовался вейпами — не относятся ли они к наркотикам.
— Нет, но Декретом Президента от 24.01.2019 № 2 вейпы приравнены к сигаретам, так что дымить ими в запрещенных для курения местах тоже нельзя, — пояснила инспектор ИДН Виктория Рудая. — За это предусмотрен штраф в размере до четырех базовых величин.
Ребята спрашивали даже, какая ответственность грозит дропам — посредникам, с чьей помощью киберпреступники переводят себе деньги жертвы.
— Задача у них — оформить на свое имя карту или передать реквизиты своей действующей, предоставить мошенникам для пользования личный номер телефона или купить для них новую сим-карту. За такие услуги дропам обычно предлагают по 30–50 рублей, — пояснил оперуполномоченный отдела по противодействию киберпреступности. — Однако за эти действия в составе группы, согласно ст. 222 УК Республики Беларусь («Незаконный оборот средств платежа и (или) инструментов»), грозит наказание вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом или без него.
— Но ведь можно же удалить всю историю переписки и «работать» через VPN — тогда вообще не останется следов, — поинтересовался кто-то из зала.
— Ошибаетесь. Любой чат можно восстановить и выгрузить со всеми вложениями, даже если настройки телефона сброшены до заводских. И VPN не панацея. Все тайное, особенно в интернете, всегда становится явным, — ответил офицер.
После окончания встречи учащиеся подходили к спикерам и задавали личные вопросы, которые не решились озвучить при всех. На прощание подростки пригласили милиционеров заходить к ним в гости почаще.
ВИКТОРИЯ ДАРЕВСКАЯ