Весна — пора оживления на дорогах, ведь многие из тех, кто боится водить зимой, с радостью садятся за руль автомобиля с первым теплом. О наиболее насущных проблемах весенне-летнего периода ответит заместитель начальника ОГАИ УВД администрации Первомайского района г. Минска, подполковник милиции Андрей Шармалайкин. — Одна из насущных проблем в городе касается нехватки парковочных мест. Часто люди оставляют автомобили на зеленых зонах. Как с этим обстоят дела в вашем районе? — Проблема эта везде одинаковая. Усилиями города строятся паркинги и плоскостные стоянки, но из-за огромного количества транспорта их все равно не хватает. Особенно остро это наблюдается в центральной части Минска и в микрорайоне Уручье. Нами проделывается определенная работа в данном направлении, но пока мест недостаточно. Также мы стараемся бороться с неправильно припаркованными автомобилями. Ежедневно работает эвакуатор, и те, кто оставил автомобиль в неположенном месте, привлекаются к административной ответственности. Зачастую нарушения происходят не из-за нехватки парковочных мест, а просто потому, что так водителям удобнее. Нежелание пройти несколько лишних метров толкает на правонарушение. — А есть ли какие-нибудь альтернативные варианты, скажем, платные парковки? — Хотя количество платных парковок и недостаточное, но существующие зачастую используются не очень эффективно. Наглядный пример — парковка на Сурганова, 2, возле Дворца водного спорта. Люди в огромном количестве прибывают на работу, а также для посещения водно-спортивного комплекса, заставляют все близлежащие тротуары и пешеходные переходы, рискуя, что их автомобиль будет эвакуирован (стоимость услуги эвакуации — 380.000, плата за охраняемую стоянку — 50.000, штраф за административное правонарушение — 150.000, итого — 580.000 рублей) либо станет объектом преступного посягательства. При этом охраняемая стоянка, прилегающая к бассейну, стоит 11.000 рублей и заполняется только наполовину. — Напомните, какой штраф предусмотрен за парковку на зеленой зоне… — В настоящее время неправильная парковка ведет к наложению штрафа до двух базовых величин. Так как сегодня одна базовая равна 150.000 рублей, штраф составит до 300.000 рублей. Если автомобиль был эвакуирован, водителю придется заплатить и за затраты, понесенные при этой процедуре. — В этом году обещают указ, по которому штрафовать будут не водителя, неправильно припарковавшего авто, а его владельца. Как, по-вашему, это отразится на ситуации с подобными нарушениями? — У нас уже действует такая мера, как ответственность владельца за нарушение скоростных режимов по фотофиксации. Если введут такой же механизм работы с неправильной парковкой транспортных средств, это тоже даст свой эффект. Особенно действенной данная мера станет для тех владельцев, которые не задумываются о том, кому передают свое транспортное средство. Нам не нужно будет искать водителя — штраф сразу направят владельцу автомобиля. — Насколько это правильно, ведь, по сути, ответственность будет нести не обязательно нарушитель? — Я думаю, что владелец обязательно найдет водителя и все вопросы решит с ним сам. Ключевой момент при передаче личного автомобиля кому бы то ни было — это уверенность в том, что человек будет аккуратно вести себя на дороге. Если ее нет, владелец заведомо идет на потенциальное правонарушение. — Мотовелосезон-2014 уже открыт. Какую опасность на дороге представляют двухколесные участники движения? — После продолжительного зимнего времени, когда на улично-дорожную сеть выезжают мотоциклисты и велосипедисты, всегда создается определенного рода проблема. За зиму водители автомобилей отвыкают от этой категории участников дорожного движения и могут создавать аварийные ситуации. Особенно большую опасность представляют мотоциклисты, на огромных скоростях разъезжающие по городу. Конечно, есть среди них и сознательные водители. Тут все зависит от ответственности человека и его порядочности. — Многие велосипедисты не знают элементарных Правил дорожного движения. Как вам кажется, целесообразно ли обязать велосипедистов сдавать экзамен на получение «прав»? — Не думаю, что это необходимая мера. Конечно, каждый участник дорожного движения должен знать элементарные Правила. Почему бы по такой логике не ввести экзамен для пешеходов? Базовые знания поведения на дороге должны давать в саду, школе, колледже, университете. Велосипедисту много знать не нужно, главное для него — это соблюдение элементарных Правил дорожного движения. — Каким пунктом ПДД, знаком или разметкой велосипедистам разрешено не спешиваться при пересечении дороги по пешеходному переходу? Или законодательство не успевает за развитием велоинфраструктуры? — Пока у нас таких пешеходных переходов нет, но в экспериментальном порядке по инициативе УГАИ Минска они будут создаваться. Некоторое их количество разместят вдоль проспекта Независимости. Специальным зеленым цветом будет нанесена соответствующая разметка. Каждый человек может оставить отзыв о необходимости принятия таких мер на сайте УГАИ. Если брать в расчет темпы, которыми развивается велодвижение в Минске, думаю, что вскоре нововведение будет закреплено на правовом уровне. — Какое наказание предусмотрено для велосипедиста, который не спешился перед пешеходным переходом? — Штраф составляет от одной до трех базовых величин. Максимальная сумма — 450.000 рублей. Это довольно серьезная ответственность по нынешним меркам. — Почему сотрудники ГАИ лояльны по отношению к непристегнутым пассажирам на заднем сиденье? Статистика по ДТП показывает, что эти места в случае столкновения не менее опасны. Самый яркий пример последних лет — в марте 2011 года на пересечении проспекта Независимости и улицы Козлова погиб пассажир такси, в которое врезался пьяный водитель. — Я бы не сказал, что к этому относятся лояльно. Если есть состав административного правонарушения, то мы привлекаем людей к ответственности. В Минске это правонарушение не так актуально, потому что транспорт не загружен — обычно один-два человека в машине. Ко всем административным правонарушениям мы относимся одинаково. — А как часто не пристегивают маленьких детей до трех лет? — Дети вообще должны находиться в специальных сиденьях, которые обеспечивают их безопасность. — Как вы реагируете на перевозку маленьких детей без специального сиденья? — Перевозка детей в удерживающем кресле пока носит рекомендательный характер, но мы всячески пропагандируем эту меру безопасности. В настоящее время у нас рассматривается введение ответственности за такое нарушение. — Все готовятся к чемпионату мира по хоккею. Какие подготовительные мероприятия идут у вас? — Это первый чемпионат, который проводится в Беларуси, и столичная Госавтоинспекция должна быть на высоте, поэтому разрабатываются специальные мероприятия, маршруты передвижения болельщиков, места их проживания. На территории нашего района будут две фан-зоны, где будут круглосуточно нести службу сотрудники ГАИ. Основные мероприятия будут происходить на «Минск-Арене» и «Чижовка-Арене», где мы тоже будем участвовать в обеспечении безопасности дорожного движения. Изучаем английский язык, благодаря чему элементарно сможем объясниться с иностранными гражданами.