Госавтоинспекция не первый год сотрудничает по вопросу принудительной эвакуации припаркованных в нарушение правил машин с частными службами. Довольны сложившейся ситуацией лишь две из трех сторон, участвующих в процессе: ГАИ наводит порядок на дорогах, эвакуаторщики зарабатывают немалые деньги. Возмущены только водители: расценки на эвакуацию у государства и частных фирм отличаются в среднем в 10 раз, о конкретной сумме оплаты водитель узнает по факту. Не заплатить нельзя – частнику законом дано право истребовать ее через суд. Но и платить не хочется – если свою вину перед государством нарушитель признает и готов искупить штрафом и сопутствующими — установленными прейскурантом на услуги ГАИ! – платежами, то обогащать частную структуру он «не подписывался». Цены на услуги, оказываемые ГАИ, регламентированы соответствующим прейскурантом. Он утвержден постановлением Минэкономики еще в… 2009 году. Например, стоимость эвакуации техникой ГАИ с частичной погрузкой — 38 тысяч рублей, сутки хранения автомобиля на стоянке — 7 тысяч, еще 20 процентов НДС, итого: 54 тысячи. Аналогичные же услуги частных структур сегодня по итогу выливаются в 300-600 тысяч рублей. Почему ГАИ «кинула» водителей? Об этом AUTO.TUT.BY спросил заместителя начальника управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома Вадима Гаркуна. — Масштаб проблемы с парковками в Минске понятен не только ГАИ, но и, думаю, водителям. Да, именно Госавтоинспекция в свое время выступала инициатором внесения в законодательство нормы о принудительной эвакуации за нарушение правил остановки и стоянки. Законодательную базу нам дали, а техническую возможность — нет. У городской ГАИ есть 6 эвакуаторов с частичной погрузкой. С полной – один, 1996 года выпуска, то есть он чаще ремонтируется, чем работает. Решается вопрос о приобретении нового эвакуатора с полной погрузкой. Представители столичной ГАИ давно говорят на всех уровнях о том, что заниматься принудительной эвакуация должны не ГАИ, не частные фирмы, а соответствующая муниципальная структура. Назовем ее условно парковочной полицией. Это сегодня придется создать с нуля – то есть потребуется нормотворческая работа, финансовые вложения, соответствующие специалисты и пр. Но это едва ли не единственный выход в сложившейся ситуации. Даже, возможно, не нужно создавать государственный парк эвакуаторов, набирать штат, открывать новые стоянки — достаточно стать регулятором отношений между заинтересованными сторонами. Как пример – этот муниципальный орган заключит договор со службами эвакуации, разработает единый прейскурант и «разрулит» потоки машин. Единый центр, единый телефон для справок владельцев, единый тариф. Водителей так устроит? — Думаю, гораздо больше, нежели сейчас. — Но я не говорю о том, что в этом прейскуранте будут суммы, которые сейчас установлены для наших эвакуаторов. Единый тариф на принудительную эвакуацию может быть достаточно высоким – на уровне сегодняшних коммерческих предложений. Устроило бы? — По крайней мере, водители могли бы заранее понимать, во что им может обойтись нарушение правил остановки и стоянки. — Водители очень любят подсчитывать, что им дешевле – нарушить и заплатить или, например, не нарушить и поставить автомобиль в паркинг. При существующих достаточно высоких штрафах паркинги однозначно выгоднее, но они пустуют, а по улицам не проехать. Может, водители считают не так хорошо, как вы меня убеждаете?.. Кто выбирает партнеров для ГАИ? — Зря все считают, что решение о сотрудничестве с частниками принимает ГАИ, — рассказывает замначальника столичной Госавтоинспекции. — Управление ГАИ – не юрлицо. Мы ни с кем никаких договоров о сотрудничестве не заключаем! Службы эвакуации оформляют свои правовые отношения с ГУВД или РУВД. Сегодня руководство ГАИ города может даже не знать, с какими юрлицами работают инспекторы районных подразделений. Им информация о соответствующих службах приходит не от нас, а из районных УВД. Соответственно, я не знаю и цен на принудительную эвакуацию у разных компаний – иногда слышу от водителей, которые приходят на административные комиссии, что им пришлось заплатить от 250 до 600 тысяч частнику. И, честно говоря, ГАИ и не должна в это вникать. Я, как должностное лицо, заинтересован лишь в том, чтобы на дороге был порядок. И если мне в этом поможет размер суммы, который больно ударит по водительскому карману, если этот грустный финансовый опыт заставит водителя в следующий раз задуматься — что ж, поделом нарушителю. Протоколы могли бы оформлять и ЖЭСы ГАИ инициирует и другие изменения в законодательство – в частности, было бы правильно наделить соответствующими процессуальными полномочиями по оформлению нарушений правил остановки и стоянки, а также принудительной эвакуации не только ГАИ, считает Вадим Гаркун. — Мы не можем бросить все силы на то, чтобы разбираться только с парковками. Например, штраф за курение в подъезде может выписать не только участковый инспектор милиции, но и сотрудник ЖЭСа. Почему бы и к решению проблем неправильной парковки не привлечь другие коммунальные службы? Сегодня же законодатель возложил ответственность за принятие решения о принудительной эвакуации и соответствующее оформление нарушения только на ГАИ. И закон же позволяет ей привлекать к части процесса организации, имеющие разрешение на соответствующую деятельность. Это касается помещения транспортного средства на эвакуатор, перемещение его из точки А в точку Б, хранение на стоянке. Предприимчивые люди очень быстро смекнули: да это же золотая жила! Объективно – так и есть. Другой вопрос, что эти деньги могли бы пополнять городской бюджет, а не карман частника – наверное, так было бы лучше и для местной власти, и для водителей, и для ГАИ. Частнику – деньги, государству – порядок — У службы эвакуации свой интерес – заработать денег, у меня, как должностного лица ГАИ, свой – навести хотя бы минимальный порядок с парковками, — поясняет Гаркун. — Заметьте, сотрудник ГАИ не будет бездумно «выкашивать» все автомобили, которые стоят в нарушение правил. Нам бы справиться хотя бы с теми участками, где неправильно припаркованная машина создает угрозу безопасности движения или же мешает обеспечивать бесперебойный проезд. То есть если водитель осознанно ставит машину у пешеходного перехода, где из-за нее не видно выходящего на дорогу ребенка, или не дает «скорой» проехать к больнице, а МЧС – во двор, пусть не обижается. И водители вряд ли представляют себе масштаб именно таких – критических – нарушений в Минске. Плюс к тому – автопарк в столице таков, что машин, которые ГАИ технически может увезти с помощью своего трактора, все меньше и меньше. Купить достаточное количество современных эвакуаторов мы сегодня, к сожалению, не можем. А у частных фирм есть современная техника, которая позволяет нам наказать нарушителя без оглядки на марку и комплектацию автомобиля. Фирма внакладе не останется Ни ГАИ, ни законодатель сегодня не может указать частнику, какую цену установить в прейскуранте. Среди частных структур нет одинаковых служб – у каждой разный парк техники, штат сотрудников и т.д. — Более того, я, изредка наблюдая лично за совместными усилиями своих сотрудников и водителей эвакуаторов, начинаю отчасти понимать ценовую политику руководства частных служб эвакуации, — говорит Вадим Гаркун. — Представьте: центр города, стоит автомобиль. Приезжает наш трактор, его водитель смотрит на машину и понимает, что иномарку, например, с полным приводом он тянуть не может. А из окна, покуривая и посмеиваясь, за всем этим наблюдает водитель этого дорогого автомобиля: ну-ну, мол, посмотрим, что вы делать будете… Вызываем соответствующую технику частника. Эвакуаторщик в течение целого часа чуть ли не пыль сдувает с машины нарушителя, чтобы ее погрузить, уже цепляет крюк… И тут владелец, все также наблюдающий из окна, понимает: ой, сейчас же все-таки уволокут! И вразвалочку, с наглой ухмылкой выходит к автомобилю – штрафуйте, мол, меня, ладно! Инспектору ГАИ все равно – он оформляет протокол. А эвакуаторщик еще час, также сдувая пылинки с иномарки, собирает свое оборудование. Потом – «вхолостую» едет на базу. Как вы думаете, кто оплатит ему эти потери? Точно не милиция. Он именно для нарушителя сформирует такую цену, которая бы позволила все «отбить». Анна Рудь, TUT.BY