Камер нынче некоторые нарушители на дорогах боятся больше, чем сотрудников ГАИ. И абсолютно обоснованно — они беспристрастны и работают круглосуточно. Перед каждым стационарным комплексом фотофиксации устанавливаются информационные таблички под знаками ограничения скорости. Они оповещают водителей, что их будут снимать. Видят ли камеры дальше этого знака, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
На трассах нередко можно стать свидетелем, когда поток снижает скорость при приближении к камерам фотофиксации. Лихачи меняют стиль езды. Однако при проезде камеры они вновь возвращаются к привычному ритму движения.
Как правило, информационные таблички со знаками выставляются на расстоянии 150–300 м от комплекса фиксации нарушений. Большая штанга с расположенными на ней «ящиками» различима издалека, а когда подъезжаешь поближе, то примерно за 50 м видна инфракрасная подсветка объективов камер.
— В Минске на аварийно опасных участках установлено 24 стационарных датчика контроля скорости, — рассказали в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. — В целях безопасности дорожного движения и профилактики нарушений скоростных режимов ежемесячно изучаются дорожно-транспортные происшествия. Сотрудники анализируют ситуацию и обстоятельства, в том числе обращают внимание на скорость. Становится понятно, в какое время происходит наибольшее количество нарушений, на этот период и выставляются камеры.
Что же касается приборов контроля скорости, то они имеют разную дальность действия. Большая часть измерителей скорости на наших дорогах работают по доплеровскому принципу. Они имеют излучатель и приемник радиолокационного типа. Сначала комплекс выстреливает в поток автомобилей зондирующим импульсом, а затем принимает отраженный сигнал, по которому и определяется скорость. Импульс может уходить на тысячу метров и дальше, но существует проблема с идентификацией машин в потоке. От какого конкретно борта отразился сигнал, точно доказать трудно. Поэтому вместе с излучателями используется камера, которая фиксируется на цели и сопровождает ее. А сделать это оптический прибор может на расстоянии 100–300 м в зависимости от типа объектива. Дальше заглянуть камерам трудно из-за незначительного угла возвышения над дорогой.
На наших магистралях, как правило, устанавливается система PoliScan, которая измеряет скорость движения посредством лазерной технологии. Она позволяет точно сопоставить нарушение с конкретным транспортным средством с помощью идентифицирующей рамки, автоматически накладываемой на номерной знак. Рабочий диапазон — 10–75 м, замеряемая скорость — 10–250 км/ч. За секунду система фиксирует больше одного транспортного средства.
В общем, комплексы фотофиксации нарушений имеют ограничения по дальности. Поэтому размещение предупреждающих информационных конструкций на дорогах на расстоянии 150–300 м помогает водителям успеть скорректировать скорость. А если учесть, что камеры ставятся на наиболее аварийных участках дорог, то предупреждающие знаки воздействуют профилактически. Увидев такой знак хотя бы за 100 м, автомобилисты отказываются от необоснованных маневров и ведут себя более ответственно.
— После установки датчиков количество нарушителей уменьшается, что логично. Водители понимают, что за превышение скорости будут привлечены к административной ответственности. Правда, бывает, тормозить уже поздно, — отмечают в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. — Дополнительно управлением ГАИ изучаются новые места, где будут установлены системы. Например, в сентябре планируем мобильные датчики контроля скорости приблизить на участки в районе учебных учреждений. Пока не можем сказать, где именно. Вообще, водитель должен всегда соблюдать ПДД.
АННА НЕКРАШЕВИЧ