Сегодня Минская ГАИ снова проверяла уступчивость водителей. За автомобилем скорой, двигавшемся, подчеркнем, на реальный вызов, следовали патрульные машины, которые останавливали нарушителей. На самом деле таковых было немного. Вопросы, например, возникли к женщине за рулем Peugeot. Когда стали составлять протокол, оказалось, что она ранее была лишена водительских прав, так и не сдала экзамен и вообще не имела права управлять автомобилем. Спецрейд неспроста запланировали сейчас: еще не забылся недавний случай на улице Богдановича, когда на крыше оказалась скорая, — тяжелобольная женщина скончалась. Во дворе подстанции скорой помощи на улице Харьковской не развернуться. Нет, не потому, что много спецмашин. Парковка оккупирована другими автомобилями (рядом несколько организаций). Некоторые паркуются вплотную к воротам гаража. — А при выезде с подстанции я вынужден выворачивать на встречную полосу, — жалуется один из водителей по имени Сергей. — Запрещающие знаки установлены, а толку? Бросают машину и блокируют дорогу. Пару раз подходил, делал замечания, в ответ посылают… Если тут могут помочь конструктивные меры — закрытие прилегающей территории с помощью шлагбаумов, установка делиниаторов или полусфер, то с непропуском спецмашин, спешащих на вызов, проблема посложнее — нужно влиять на очень разобщенную группу водителей на разных улицах города. Водительские разговоры неминуемо сводятся к низкой культуре и пр. На самом деле это тупик в дискуссии. Одной из эффективных мер, на наш взгляд, должно стать системное привлечение нарушителей на основе записей видеорегистраторов. На многих автомобилях скорой эти устройства установлены, так почему бы не использовать ресурс по полной? — Мы отправляем записи в ГАИ с просьбой привлечь, но не всегда, — признали шоферы. В общем, очевидно, что не хватает последовательности, а еще обнародования таких фактов. Достаточно размещать соответствующие ролики на YouTube для привлечения внимания целевой группы — водителей. Наконец поступает команда: пожилой женщине плохо, резко подскочило давление. Это можно расценивать как риск для жизни. Старший бригады командует — включить спецсигналы. Этот факт обязательно должен быть отмечен в путевом листе. Следом за скорой выезжают два автомобиля ГАИ. Инспекторы будут не только следить, как водители уступают, но и при необходимости останавливать нарушителей. Для большинства водителей разницы нет — скорая и скорая. Хотя разница на самом деле есть. Всего в городе 18 реанимобилей, которые отправляют на сложные вызовы. Есть еще «биты» — бригады интенсивной терапии, также выбывающие на «горячие» звонки. Если в салоне спецмашины включен свет, не исключено, что прямо в этот момент проводятся реанимационные мероприятия. — Дорога скользкая, а мы идем уже около 100 км/ч, — замечает инспектор. Такая скорость — часто вынужденная необходимость и, безусловно, риск. Улицу Харьковскую проскакиваем быстро. На большом перекрестке с проспектом Пушкина для нашего направления горит красный, но водитель скорой принимает правее. Это опасный момент. Именно при таких обстоятельствах обычно совершаются ДТП с участием спецавтомобилей. — Как правило, в таких ситуациях приостанавливаюсь и смотрю, все ли отреагировали, притормозили,— позже прокомментирует шофер. — Самое опасное, если вдруг кто-то не обратит внимания на остановившийся поток и резко выскочит из-за других машин на свободную полосу. Напряженный узел проезжаем благополучно. Следующий момент, который заставил обратить на себя внимание, происходит на пересечении улиц Пономаренко и Я. Мавра. Водитель спецавтомобиля вновь вынужденно движется на красный, умышленно принимая левее — чтобы было заметнее. Мигалки включены, а при приближении к перекрестку включается сирена. Но тщетно! Прямо перед скорой Audi A4 поворачивает направо и занимает ее ряд. Однако водитель быстро исправляется, принимает правее и останавливается у края проезжей части. Вот так бы сразу… Очевидно, что наибольшие задержки происходят на перекрестках. Там же, а не на перегонах, возникает и главная опасность. Продолжаем движение по полупустой улице Гурского. Инспектор замечает, что строго по ПДД встречные автомобили тоже должны останавливаться, но в данном случае они не препятствуют скорой и потому больших претензий нет. Зато отметим, что наиболее четко действовали водители автобусов, все-таки притормаживавшие при виде маячков. Беспроблемно проезжаем перекресток Гурского — Брыля. А вот на следующем перекрестке с улицей Сапеги происходит реально опасная ситуация. Нам горит красный. И скорая, и машина ГАИ сначала замедляются, а потом полностью останавливаются. Несколько пешеходов отпрянули. Вдруг наперерез выезжает автомобиль Peugeot, который до этого только начинал движение. — Если бы не остановился, то было бы ДТП, — потом расскажет водитель скорой. — Реально, было не ясно — как можно не заметить три машины с включенными спецсигналами? Ну вот вы скажите… У нас ответа нет. За хетчбэком сразу устремляется один из экипажей ГАИ. Когда мы вернемся сюда, уже будет вестись оформление сразу двух протоколов. Как оказалось, за рулем находилась женщина, лишенная водительских прав в 2009 году. В 2012-м срок истек, но нужно было пересдавать экзамен, так как наказание было назначено за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения (либо за отказ от прохождения медосвидетельствования). — Да я раз пять пыталась, — сразу скажет водитель. Потом, правда, она станет отчаянно протестовать против обнародования этих неприятных фактов. Тем временем скорая продолжает путь по улице Голубева. Из положительных моментов отмечаем хорошую реакцию водителей учебных автомобилей (речь об инструкторах, конечно), которые сразу притормаживали у края проезжей части. Так действуют отличники на экзаменах. Что же происходит потом? Наконец прибываем по адресу. Смотрим на часы: дорога заняла всего несколько минут, больших задержек не было, да и серьезных претензий к водителям, не считая, пожалуй, дамы на Peugeot, тоже. К слову, она уверяла, что скорую не заметила. В самом деле? Во время передышки разговариваем с сотрудниками ГАИ. Те приводят статистику: за этот год в Минске произошло три учетных ДТП с участием скорых — три человека пострадали, один погиб. Жертвой стала та самая пациентка, скончавшаяся на улице Богдановича. Медики нам рассказали, что пожилая женщина находилась в тяжелом состоянии еще до аварии, пережила не один инфаркт. Причина смерти сейчас устанавливается экспертами. Между тем еще один автомобиль скорой вызывают на улицу Одинцова. Он следует примерно по тому же маршруту. Условия схожие, спецсигналы включены, но медики движутся без сопровождения ГАИ. Водители встречаются разные. Ситуации зафиксированы на снимках и в особых комментариях не нуждаются. Опытный шофер в реальных условиях смог безболезненно доставить бригаду на вызов. Но иногда факторы аварийности складываются в одну колоду, и ни один профессиональный водитель, вынужденный рисковать ради других людей, не может предотвратить столкновение. В данном случае в помощи нуждался пожилой мужчина, у которого целый букет заболеваний. Пенсионера было решено госпитализировать. С подобными проблемами часто сталкиваются не только водители скорой (хотя они, пожалуй, наиболее уязвимые среди всех городских спецслужб), но и шоферы МЧС, Департамента охраны МВД, да и сами сотрудники ГАИ. Когда говорят про непропуск автомобилей оперативных служб, вспоминают санкции (штраф от 2 до 10 базовых величин с лишением прав на год или без лишения). Но ведь у водителей нет образа нарушения, они вообще не представляют себя в такой ситуации, которая к тому же для большинства является нетипичной. Очевидно, нужны напоминания — регулярные и желательно с видеодоказательствами. Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич, Алексей Матюшков Материал портала «Onliner.by»