За 12 месяцев 2012 года в городе Минске произошло 39 ДТП по вине пешеходов в возрасте старше 59 лет, в которых 9 человек погибло и 30 получили ранения. При этом нельзя сказать, что пожилые пешеходы совершают больше нарушений ПДД, чем люди более молодого возраста. Основные причины попадания под колеса автомобиля у пешеходов разных возрастных категорий одинаковы. Это и переход проезжей части на красный сигнал светофора, и пересечение дороги в неположенном месте, и выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей или других объектов, ограничивающих водителю обзор. Но есть и вид ДТП, в которые попадают преимущественно пожилые пешеходы – это наезд транспортным средством на пожилого пешехода в дворовой территории. В таких ситуациях пешеход в самый неподходящий момент оказывается рядом с транспортным средством, в то время когда водитель совершенно не ожидает, что рядом с его автомобилем кто-то может быть. А для водителя нет происшествия страшнее, чем наезд на пешехода… Многие из пешеходов никогда не сидели в водительском кресле и не вполне осознают сложность управления автомобилем. С чем связан больший процент попадания в ДТП пожилых пешеходов? Основная причина – это психофизиологические изменения, которые происходят при старении организма. Рассмотрим пример одного из недавних трагических ДТП с участием пожилых пешеходов: 1 февраля 2013 года престарелый пешеход-женщина 1925 г.р. в 14 часов 5 минут переходила проезжую часть ул. З.Бядули, напротив д. №9 на запрещающий (красный) сигнал светофора, в результате чего на неё был совершён наезд автомобилем «Опель Астра», под управлением водителя-мужчины 1988 г.р., двигавшимся по указанной улице на разрешающий (зелёный) сигнал светофора. В результате ДТП пешеходу были причинены телесные повреждения, по поводу которых она была доставлена в учреждение здравоохранения, где в 22 часа 30 минут скончалась. В показанном случае нарушение правил перехода проезжей части стоило пешеходу жизни. Вообще, дорога — не место для пешеходов. Даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, вы можете стать жертвой под колесами нерадивого или невнимательного водителя. Это означает, что переходя дорогу по Правилам, все равно нужно быть предельно внимательным. Насколько же более внимательным приходится быть пешеходу, когда он пытается перейти дорогу в нарушение установленных Правил. Опасность, в виде приближающегося автомобиля, может появиться в любой момент. Таким действием пешеход подвергает свою жизнь необоснованному и неоправданному риску, тем более, если ему уже давно не 35 и даже не 45 лет. Если говорить о правилах поведения водителей при обнаружении на дороге или вблизи нее пожилого человека, следует вспомнить требование ПДД принимать в складывающейся ситуации меры по снижению скорости, вплоть до остановки транспортного средства, в целях обеспечения безопасных условий для дорожного движения людей пожилого возраста. Нелишним будет и напоминание водителям о преимуществе пешеходов — инвалидов по зрению, подающих сигнал тростью белого цвета либо с покрытием повышенной видимости. К сожалению, многие водители, видя на проезжей части пожилого человека, который переходит проезжую часть, пусть даже и вне установленного места, просто проезжают мимо. Но ведь это неправильно! Необходимо понимать, что пожилой человек плохо ориентируется в окружающей агрессивной среде. И нужно помочь перейти ему дорогу в установленном месте или предложить подвезти, а не бросать его на произвол судьбы. Однако и не только водители могут оказать помощь в пересечении проезжей части пожилому человеку. Любой посторонний пешеход, может не остаться равнодушным. Словом, забота о престарелых людях – это общее дело. Дело любого гражданина, находящегося в расцвете сил, так как спустя несколько десятилетий, которые пролетят незаметно, сегодняшний молодой человек окажется на месте данных граждан. К сожалению, пожилые люди, нарушавшие ПДД и оказавшиеся под колесами автомашины, в момент нарушения думали, что все будет хорошо, забывая при этом об особенностях своего организма. Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Старение – процесс продолжительный, обусловленный постепенным снижением функциональных возможностей человеческого организма. В этот период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех систем организма. С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации. Одна из главных психологических особенностей людей в пожилом возрасте – чувство одиночества, которое наносит человеку душевную травму. Еще одна особенность заключается в том, что пожилым людям, как правило, трудно адаптироваться к чему-либо новому – особенно к развитию технического прогресса, например, к увеличению автомобилей на дороге или совершенствованию средств организации дорожного движения. Многие ассоциируют старость с немощью, причем, иногда настолько сильно, что сами начинают ощущать себя немощными. Как результат – затяжная депрессия, а в состоянии депрессии вероятность оказаться под колесами автомобиля многократно возрастает, тем более, если пешеход нарушает Правила дорожного движения. По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в общем физическом состоянии. Наиболее значительные снижения активности проявляются в кратковременных действиях, требующих усилий мышечной массы, таких как бег. Происходит и перестройка в органах чувств, которая существенно влияет на индивидуальные способности к оценке и анализу окружающей обстановки у пожилого человека. Зрение претерпевает значительные изменения в худшую сторону, связанные с возрастом. Все вышеописанные изменения в большинстве случаев мешают пожилому человеку безопасно перейти дорогу. Тем более, если пожилой пешеход решил перейти дорогу на красный сигнал светофора или в неположенном месте. Учитывая эти особенности организма, вывод напрашивается сам собой – пожилым людям не стоит рисковать своей жизнью и здоровьем и легкомысленно относиться к соблюдению Правил дорожного движения, которые являются гарантией их безопасности на дороге!