По прогнозам синоптиков, уже в ближайшие выходные в Беларуси ожидается мокрый снег. ГАИ настоятельно рекомендует водителям подготовить свои автомобили к эксплуатации в зимний период. Зима обычно подкрадывается незаметно. Ещё вчера улицы города были чистым асфальтом, а на утро стали белыми от снега. Пора задуматься о подготовке автомобиля к зиме? Так обычно все и рассуждают, но здесь скрыта важнейшая ошибка, которую допускают автолюбители перед первыми зимними сезонами. Всё просто – зима начинается до первых сильных снегопадов и сплошного гололеда. И готовиться к ней надо заранее. Начинать стоит с замены летних шин на зимние. Специалисты рекомендуют производить сезонную смену шин, когда температура перестает подниматься выше 7 градусов тепла. Зимние шины помогают сократить тормозной путь и значительно улучшают управление автомобилем в условиях гололеда и снежного наката. Если Вы «досрочно» «переобулись», то считайте, что сэкономили кучу времени и нервных клеток. Когда в первый гололёд или снегопад другие водители будут бегать по городу в поисках подходящих шин и шиномонтажей, Вы будете спокойны. Более того, шины к этому времени уже «прикатаются» и будут показывать на дороге всё, на что они способны. Для зимних шин обычно достаточно обкатки в 1000 км. Итак, будем считать, что с зимней резиной разобрались. В чем же ещё проявляется «зимняя» водительская мудрость? Если говорить о технической стороне вопроса, то в очень простой истине – зимой автомобиль должен быть абсолютно исправен! Конечно же, в идеале автомобиль должен быть исправен всегда, в независимости от погоды. Но на деле в теплое время года мелкие «болячки» мы чаще всего машине прощаем. Но зимой это может обернуться большими неприятностями. Мы составили небольшой список того, что просто необходимо проверить в автомобиле (даже новом!) перед зимой. Свет фар. Не секрет, что зачастую фары светят вовсе не так как надо. Перед зимой стоит заехать на СТО и отрегулировать фары так, чтобы светотеневая граница была в норме. Аккумулятор. Зимой именно аккумулятор – сердце автомобиля. «Подсаженный» аккумулятор, которые вполне сносно работал летом, зимой может оказаться тем самым «слабым звеном», которые не позволит заводить автомобиль. Поэтому его обязательно надо проверить, а при необходимости и заменить. Отметим, что никакие «тренировочные заряды» и прочее шаманство современным необслуживаемым аккумуляторам кардинально не помогают. Если аккумулятор не выдаёт нормального тока, то путь один – замена. Тормоза. Тормоза должны быть отрегулированы идеально. Это касается и баланса тормозных сил и работы АБС. Кроме того, перед зимой стоит заменить и колодки, если они уже «подходят», а также тормозную жидкость. Лобовое стекло. Щётки, если они отработали хотя бы сезон, необходимо перед зимой поменять обязательно – влагу и грязь полностью они должны удалять со стекла максимум за два прохода. Методы реанимации вроде натирания старых щёток силиконом или шлифования шкуркой помогают минимально. Само же стекло необходимо как минимум хорошо отмыть как изнутри, так и снаружи. Если же оно уже сильно истёртое, то имеет смысл его поменять. Помните, что зимой в основном Вам придётся ездить в сумерках и темноте, поэтому любые искажения, вносимые стеклом – это прямая угроза безопасности. Печка. Печка зимой – это один из важнейших элементов Вашей безопасности. Езда с запотевшими или обледенелыми стёклами, с «задубевшими» ногами на педалях и с негнущимися от холода пальцами попросту опасна. Если к печке есть вопросы, то надо их срочно решать. Система охлаждения. Времена, когда в радиатор заливали воду, давно прошли, но это не значит, что система стала безпроблемной. По крайней мере, стоит заменить старый антифриз и проверить все патрубки, а также переставить заслонки радиатора (если они есть) в зимнее положение. Как максимум, можно снизить теплопотери радиатора, поставив перед ним хотя бы картонку. Масло. Обычно рекомендуют перед зимой сменить масло, но если Вы ездите на «всесезонке», то делать это мы рекомендуем не непосредственно перед зимой, а заранее. Известно, что каждая замена масла – это определенный стресс для двигателя, поэтому лучше если двигатель с новым маслом «обкатается» при плюсовых температурах. Но помимо масла в двигателе не стоит забывать и о масле в трансмиссии и о других эксплуатационных жидкостях – имеет смысл перед зимой проверить их состояние и при необходимости заменить. Жидкость в обывателе стекла. Если Вы использовали воду, то не забудьте с наступлением холодов поменять её на морозоустойчивую жидкость. По сути, весь этот комплекс подготовительных технических мероприятий можно совместить с очередным ТО или попросить провести описанный комплекс диагностики и ремонта на любой СТО. Что необходимо иметь в автомобиле зимой? Теперь стоит подумать о том, что необходимо иметь в автомобиле зимой. Мы постарались составить список типичных «зимних» принадлежностей, которые помогут достойно встретить любой каприз погоды. Жидкость для омывателя ветрового стекла. Зимой необходимо обязательно иметь запас такой жидкости как минимум равный объёму бачка. При этом температура замерзания у этой жидкости должна быть не выше -40 градусов. Провода для прикуривания. Если у Вас современный автомобиль, который Вы поддерживаете в хорошем техническом состоянии и достойно подготовили его к зиме, то вполне вероятно, что никакие провода Вам не понадобятся. Но, тем не менее, лишними они не будут в любом случае – на просьбу «прикурить» нормально отзываются очень многие водители, но далеко не у всех есть провода. Положив их в багажник, Вы раз и навсегда решите эту проблему и может быть и сами выручите зимой менее удачных коллег. Нормальный трос. Трос в багажнике есть у многих, но лишь у некоторых этот трос может нормально выполнять свои функции. Если летом по ровной асфальтированной дороге такого троса вполне достаточно, чтобы безопасно буксировать автомобиль, то зимой при попытке «дернуть из сугроба» трос запросто может порваться. Купите перед зимой хороший трос с крепкими карабинами и положите в багажник, он наверняка пригодится. Скребок и щётка для стекла. Данными приспособлениями Вам придётся пользоваться каждый день, поэтому тут экономить не стоит – выбирайте широкий скребок из крепкой пластмассы и удобную щётку, позволяющую быстро смести снег с автомобиля, превратившегося за ночь в сугроб. Лопата. Лопата зимой – самый незаменимый инструмент, который позволит Вам выехать из снежного плена. Не стоит лишь надеяться на разнообразные пластмассовые «совки» — их пластик при минусовых температурах может оказаться ломким. Купит простую металлическую лопату с коротким черенком. Запас моторного масла. Даже если Ваш автомобиль полностью исправен, зимой масло может «давить» из разнообразных сальников и уплотнений, поэтому запас «на долив» не помешает. Запасные лампочки в фары и набор предохранителей. Зачастую в современных иномарках самостоятельно заменить сгоревшие лампочки очень сложно, но запасные иметь всё равно стоит, в особенности если они нестандартные. Поменять же их можно будет на любой ближайшей СТО. Набор предохранителей также незаменим – зимой в автомобиле намного больше потребителей электричества, чем летом, поэтому предохранители практически обязательно пригодятся. Кусок туристического коврика. Сложно придумать более универсальную вещь – коврик выручит Вас и при «откапывании» автомобиля, когда на него можно смело встать коленями и работать лопатой и при буксовании на гололеде, когда его можно подложить под колеса и в качестве теплоизоляции для двигателя и радиатора в самые морозные дни. Полноразмерная запаска с зимней резиной. Экономить, покупая на зиму лишь 4 колеса, оставляя запаску с летней резиной, категорически нельзя. Поведение автомобиля с такой «разношинницей» может оказаться совершенно непредсказуемым. Советы в таких случаях ехать осторожно и медленно хороши, но единственный правильный совет – не допускать зимой езды на разных колесах. «Незамерзайка». Баллончик с WD 40 выручит за зиму много раз, помогая и разморозить замки и стронуть колесные гайки, поэтому вещь это жизненно необходимая любому водителю. Не стоит забывать про такие очевидные вещи как аптечка и знак аварийной остановки.