Традиционно в последнюю пятницу месяца ГАИ проводит по всей Беларуси Единый день безопасности дорожного движения. 29 ноября он будет посвящен предупреждению ДТП с участием пешеходов и пройдет под девизом «Пешеход – на переход!». За 10 месяцев текущего года на территории Минска было зарегистрировано 628 ДТП с пострадавшими, в которых 40 человек погибли и 722 получили ранения. При этом чаще других происходили ДТП с участием пеших участников дорожного движения: в них погибли 23 человека, еще 274 получили ранения. И каждый пятый такой инцидент произошел по вине пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но наряду с нарушением водителями правил проезда пешеходных переходов одними из главных являются невыполнение пешеходами своих обязанностей и незнание или нарушение ими правил безопасного поведения на дорогах. В частности, переход проезжей части вне пешеходного перехода, а также на запрещающий красный сигнал светофора. Еще одна проблема — неиспользование пешеходами в темное время суток световозвращающих элементов. При использовании фликеров расстояние, с которого водитель может увидеть пешехода, значительно увеличивается. Без них оно составляет 25-40 м, а со световозвращателями — 130-140 м. А если водитель включил дальний свет, то фликеры помогут увидеть человека уже примерно с 400 м. Всего в городе с начала 2013 года за нарушения к ответственности привлечены более 52 тыс. пешеходов. Столичная Госавтоинспекция напоминает, что перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся автомобилей, а также их скорость. Для определения безопасного расстояния пешеход должен знать, что средняя его скорость составляет около 1,2 метров в секунду, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 м за 6-8 секунд. В то же время автомобиль движется в населенном пункте — 60 км/ч, то есть около 17 метров в секунду. Переходя дорогу, пешеход должен убедиться, что все водители его видят и пропускают. То, что водитель стал останавливаться, не гарантирует полной безопасности. Тормоза могут быть плохими, дорога скользкой, а резина на колесах «лысой». Также пешеходу нужно быть готовым к тому, что по второй полосе может двигаться обгоняющая машина, водитель которой может вовремя не увидеть человека на проезжей части. В том числе по этой причине пешеходный переход лучше пересекать спокойным шагом, а не перебегать. ГАИ напоминает, что за нарушение Правил дорожного движения пешеходами предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от одной до трех базовых величин (одна базовая величина в настоящее время составляет Br130 тыс.). Если же пеший участник в момент совершения правонарушения находится в состоянии опьянения — штраф возрастает до пяти базовых величин. Столичная Госавтоинспекция усилила контроль за соблюдением ПДД пешеходами. Инспекторы не ставят перед собой цель оштрафовать как можно большее количество людей. От соблюдения Правил дорожного движения зависит здоровье и жизнь человека, даже если он об этом забыл или решил рискнуть, перебежав дорогу вне специально отведенных для этого мест. Поэтому профилактические меры, в том числе штрафы, применяются по всей строгости закона.