22 февраля 2013 года Госавтоинспекция г.Минска проводит Единый День Безопасности Дорожного Движения на тему: «Оставляешь место ДТП – совершаешь преступление», посвященный профилактике подобных действий среди участников ДТП. Согласно определению из Правил дорожного движения под оставлением места дорожно-транспортного происшествия понимаются действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие необходимость проведения сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – ГАИ) мероприятий по установлению (розыску) данного участника и (или) розыску транспортного средства. За 2012 год в г.Минске произошло 8919 дорожно-транспортных происшествий, в которых водители-виновники скрылись с мест совершенных ими правонарушений. В это число входят как ДТП с имущественным ущербом, так и происшествия, в которых пострадали или погибли люди. Многие из водителей, повредившие чужой автомобиль (особенно в дворовых территориях и в ночное время), видя, что никого рядом нет, пытаются скрыться, боясь административной и материальной ответственности за содеянное, совсем не думая, что такими действиями они подвергают себя риску ещё большего наказания, чем, если бы оставались на месте происшествия. Из последних изменений и дополнений, внесённых в Правила дорожного движения, видно, что законодательный орган довольно лояльно отнесся к водителям в случае совершения ими дорожно-транспортного происшествия, в некоторых случаях даже освобождая последних от ответственности, так как они вправе не сообщать о нем в ГАИ, а ущерб возместит страховая компания. Для этого необходимо лишь наличие одновременно следующих обстоятельств: — в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу его участников; — дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств; — лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории; — в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности их владельцев; — обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников данного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены лицами, управлявшими транспортными средствами; — лица, управлявшие транспортными средствами, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в результате дорожно-транспортного происшествия не причинен вред жизни или здоровью); — вред, причиненный имуществу каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, оценивается ими в размере до 200 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро. Неужели же установленные водители-виновники этого не знали? Ведь большинство из «розыскных» ДТП как раз и не превышают указанного имущественного ущерба. Такие водители зачастую забывают об известной народной истине: «Что посеет человек, то и пожнёт». Согласно части 4 статьи 18.17 КоАП Республики Беларусь «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества», оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет. Из сказанного выше очевидно, что нерадивые водители, вместо того, чтобы быть освобождёнными от ответственности, могут вообще лишиться права управления автомобилем на немалый срок. Читая сводки о дорожно-транспортных происшествиях с тяжёлыми последствиями, в которых водители скрылись, и заключения судебно-медицинских экспертиз, где сказано, что при своевременном оказании первой медицинской помощи и доставлении пострадавшего в учреждение здравоохранения, его смерти удалось бы избежать, трудно поддаются объяснению действия виновника, не оставившего беспомощному пострадавшему ни одного шанса выжить. Выходит, что водитель, совершив уже одно преступление, оставляя ДТП, тем самым совершает ещё и другое. Статья 159 «Оставление в опасности» Уголовного Кодекса Республики Беларусь (ч.3) за заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние предусматривает наказание в виде ареста на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет. Но никакое наказание по своей сути не может вернуть самого драгоценного – жизни. И, конечно же, нет никакого оправдания водителям, совершившим подобные деяния, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения! Есть случаи, когда водители объясняют своё поведение нахождением в состоянии сильного психологического и эмоционального стресса, пытаясь оправдать оставление ДТП, однако такой вариант является наихудшим из возможных решений в сложившейся ситуации. Такими действиями водитель только отягчает свою ответственность. Если уж дорожно-транспортное происшествие произошло, то водитель просто обязан: — немедленно остановиться и не принимать мер по изменению положения транспортного средства, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия по возможности вне проезжей части дороги; — принять неотложные меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему (пострадавшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно, принять меры по доставке пострадавшего в ближайшую организацию здравоохранения на одном или нескольких попутных транспортных средствах. В случае необходимости доставки пострадавшего (пострадавших) в организацию здравоохранения на транспортном средстве, при участии которого совершено дорожно-транспортное происшествие, предварительно зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в милицию и ожидать прибытия сотрудников ГАИ, если доставлять пострадавших нет необходимости, до прибытия сотрудников ГАИ принять все возможные меры по сохранению следов и предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия. Ни в коем случае не употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования). Поступая так, водитель не только сделает всё от него зависящее в сохранении жизни пострадавшего, но и оградит себя от последствий оставления ДТП. Главной профилактикой совершения дорожно-транспортных происшествий является строгое и неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения – Правил жизни!