Нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств вблизи остановочных пунктов в Минске стали массовым явлением. В этой ситуации страдают водители маршрутных автобусов и троллейбусов, для которых зачастую бывает сложно осуществить высадку-посадку пассажиров. Такую проблему обозначил водитель автобуса во время прямой линии с начальником главного управления ГАИ МВД Республики Беларусь Дмитрием Корзюком. Мы решили выяснить, как на самом деле обстоят дела. Для этого отправились в рейд.
Вместе со старшим инспектором ДПС отдела ГАИ Московского РУВД Александром Трюпиным по дороге заезжаем в троллейбусный парк № 3. Здесь нас встречает заместитель директора по безопасности движения Тимофей Кирютенко:
— Ежедневно на линию выпускаем 173 троллейбуса и электробуса. Работаем на 16 маршрутах. Самые протяженные № 10 и 53. На пути следования не обходится без проблем. Иногда паркуют легковушки вблизи остановочных пунктов так, что нашим водителям приходится перестраиваться в соседнюю полосу. Такие маневры небезопасны, могут привести к созданию аварийной обстановки и, как следствие, к ДТП.
Водитель троллейбусного парка № 3 Виктор Лютыч в апреле отметит 35 лет управления общественным транспортом. За это время перевез более миллиона пассажиров.
— Считай, целый Минск на моих маршрутах побывал, — улыбается Виктор. — Если говорить о перевозках, то с каждым годом ездить становится труднее. Количество транспорта в городе прибавляется, отсюда и проблемы с парковкой. Я понимаю водителей — иногда машину некуда девать. Но зачем заставлять остановки? На сочлененном троллейбусе не всегда удается близко к тротуару подъехать, что не очень удобно для пассажиров, особенно пожилых.
— В Московском районе чаще всего такие нарушения правил отмечаем на улице Уманской, где по соседству торговый центр, улице Московской напротив Дома быта, улице Мясникова рядом с домом № 78, в районе перекрестка проспекта Дзержинского и улицы Есенина, где выход из метро, на других участках дорог, — отмечает Александр Трюпин. — Паркуют машины, даже несмотря на то что установлены запрещающие остановку и стоянку дорожные знаки. Бывает, спросишь у водителя, почему нарушает, а он в ответ: «Остановился на минутку в магазин сходить». На самом деле время их стоянки значительно дольше.
Помогает инспекторам выявлять недисциплинированных автомобилистов аппаратно-программный комплекс «ПаркРайт». Прибор размещают в салоне патрульного автомобиля перед лобовым стеклом. Машина движется по определенному маршруту, и устройство фотографирует номера автомобилей, припаркованных в неположенном месте. В последующем нарушителям направляют так называемые письма счастья.
В каждом районе Минска определены зоны, где сотрудники ГАИ осуществляют контроль в автоматическом режиме. В Московском это улицы Уманская, Мясникова, Семашко, отдельные участки проспектов Дзержинского, Жукова, Газеты «Правда», где стоящие не по правилам автомобили создают помехи для движения транспорта, в том числе общественного.
Старший инспектор готовит прибор к работе. На это уходит несколько минут. Держим курс на улицу Уманскую. Недалеко от торгового центра находится остановка. Согласно ПДД парковка транспорта на самой остановке и ближе 15 м от нее в обе стороны запрещена. Разрешено лишь останавливаться для посадки-высадки пассажиров, и то, если это не создаст препятствий для движения маршрутных транспортных средств. Александр Трюпин обращает внимание на запрещающий знак и легковушки, стоящие в зоне действия этого знака.
— А ведь по соседству с дорогой расположился паркинг, — напоминает собеседник. — Есть и стоянки. На последних в будни парковочные места обычно в дефиците, зато на паркинге они имеются. Но ведь за стоянку нужно платить…
Въезжаем в зону контроля. «ПаркРайт» фиксирует один за другим автомобили, которые расположены с нарушением правил. Всего их больше десятка.
— Все они заносятся в память прибора, — обращает внимание старший инспектор. — Но это был только предварительный контроль. Через 5 минут проедем второй круг, и тогда уже стоящие не по правилам автомобили попадут в раздел нарушителей. Почему делаем два круга? На дороге может произойти всё что угодно. К примеру, водитель почувствовал недомогание и остановился или ему нужно высадить пассажиров. Ну а если машина находится на дороге больше этого времени, значит, владельца мы вправе привлечь к ответственности. Штраф за нарушение правил остановки и стоянки на первый раз составляет 1 базовую величину.
Едем на второй круг. В прицеле прибора оказались 6 автомобилей. Все они занесены в базу данных в качестве нарушителей правил, поэтому их владельцам придется уплатить штраф за неправильную парковку.
— Автоматическая фиксация нарушений исключает общение сотрудника ГАИ и водителя, следовательно, и конфликтные ситуации, — подытожил Александр Трюпин. — Но не только остановки общественного транспорта облюбовали недисциплинированные автовладельцы. Машины ставят вблизи пешеходных переходов, на тротуарах, зеленых зонах. Бросают транспорт на въездах в детские сады и школы, вблизи мусорных контейнеров. К нам поступают звонки от недовольных граждан с просьбой навести порядок на дворовых территориях. И мы реагируем на обращения минчан. Выезжаем на место и привлекаем нарушителей к административной ответственности.
Игорь ГОЛОД
газета «Минский курьер»