Слышали когда-нибудь о минском феномене? Что это значит, корреспонденту газеты «Минский курьер» рассказали ветераны ГАИ и службы ДПС, которой сегодня исполняется 90 лет.
Наша встреча состоялась в комнате истории ГАИ. Председатель совета ветеранов столичной Госавтоинспекции Константин Андрончик с воодушевлением показывает старые фотографии и документы разных лет, обмундирование и экипировку советских милиционеров. Вспоминает то время, когда сам служил.
Константин Андрончик и Леонид Стадник
— Начинал инспектором дорожно-патрульной службы, — говорит Константин Максимович. — В 1972 году после окончания минского филиала Высшей школы МВД СССР меня, старшего лейтенанта милиции, назначили на должность командира отдельного батальона ДПС. В подчинении находились 362 человека. Размещались в то время на Грушевской, 9. Автомобилей на улицах города было не так много, как теперь. Однако не обходилось без дорожных происшествий с тяжелыми последствиями. Мы много трудились над снижением аварийности, искали новые формы и методы ведения профилактической работы. В структуру подразделения входили группы дознания, агитации и пропаганды, административная практика, дежурная часть, служба розыска скрывшихся с места ДТП водителей, даже имелся лаборант, который занимался фотографированием и проявлением пленки с мест ДТП. К началу 1980-х с помощью общественности нам удалось добиться значительного сокращения количества ДТП по вине пешеходов. О достижениях Минска говорили во всех регионах Союза, крупные города с готовностью перенимали наш опыт. О минском феномене писали центральные газеты.
Константин Андрончик акцентирует: кроме организации и надзора за дорожным движением служба ДПС во все времена занималась профилактикой правонарушений и раскрытием преступлений. Собеседник вспоминает случай, когда инспектор остановил «Волгу», чтобы проверить документы. После попросил предъявить для осмотра аптечку, знак аварийной остановки. Водитель открыл было багажник — и тут же его закрыл. Сослался на то, что знака аварийной остановки у него нет. Согласился уплатить штраф. Инспектор настоял на проверке багажника. Там обнаружил четверть туши убитого лося. Пришлось задержать браконьера.
К разговору подключается Леонид Стадник. В должности инспектора ДПС он служил с 1976 по 1995 годы.
Леонид Стадник
— Очень любил технику, видимо, поэтому попал в учебку в Печи в танковые войска, — рассказывает ветеран ГАИ. — Однажды едва не распрощался с жизнью. На учениях в январе 1968-го мой танк провалился под лед. Около минуты находились с экипажем под водой. За это короткое время в моей голове прокрутилась вся жизнь. Проскочила мысль: неужели это конец? К счастью, все обошлось. Правда, вымокли насквозь. И это при том, что на дворе стоял 26-градусный мороз. Но никто из членов экипажа даже насморка не подхватил. Наверное, повлиял стресс.
Леонид Александрович вспоминает, как, будучи инспектором ДПС, осуществлял надзор за дорожным движением, оформлял ДТП. Из техники освоил мотоцикл «Урал» — одиночный и с коляской. Довелось даже засветиться в кино. В советском детективе «Задача с тремя неизвестными», снятом в 1979 году, есть кадры уходящего на заднем плане милицейского мотоцикла. Им как раз и управлял Леонид Стадник.
По его словам, в советские годы приходилось много регулировать на перекрестках. Для этого забирались на подставку-бабочку.
— Работа с жезлом — своеобразное искусство, — отмечает ветеран. — Движения милиционера должны быть не только понятными, но и красивыми. Важно также, чтобы сами автомобилисты хорошо знали жесты регулировщика. Ведь бывало, что показываешь водителю, чтобы ехал прямо, а он стоит на месте. Или наоборот — подаешь сигнал стоять, а тот начинает движение.
Леонид Стадник говорит, что раньше техническое оснащение инспекторов было не таким высоким, как сегодня. Автомобильных лихачей помогали выявлять механические скоростемеры «Фара», а нетрезвых за рулем — трубка Мохова — Шинкаренко…
— В советские времена, когда из автомобилей массово выпускались «Жигули», «Москвичи» да «Волги», в большом дефиците находились запасные части, — отмечает Константин Андрончик. — Не было такой ночи, чтобы в городе не происходили хищения колес, зеркал, стекол, щеток… Угоняли и сами машины. К розыску и задержанию злоумышленников служба уголовного розыска привлекала ночные экипажи ДПС. И, надо сказать, задерживали ночных воришек. Однажды преследовали автомобиль, в котором находились два колеса, снятых с «Жигулей» на улице Калиновского. Для принудительной остановки беглецов применили устройство «Еж».
Ветераны уверяют: опыт и знания, приобретенные в советские годы, наставники готовы передавать молодому поколению инспекторов дорожно-патрульной службы. Им есть что рассказать и о чем вспомнить.
Ветеран ГАИ Леонид Стадник и старший инспектор ДПС Андрей Кононович
Справочно
Наименование «дорожно-патрульная служба» возникло в послевоенное время. Вначале это были отделы регулирования уличного движения (ОРУДы). Эти структурные подразделения советской милиции по решению Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 сентября 1931 года создавались в крупных городах Советского Союза, в том числе и в Минске.
Фото Сергея Лукашова
Автор материала: Игорь Голод