Автовладельцев не так уже пугает техосмотр, как необходимость оплатить госпошлину за пользование дорогами. Теперь любая проверка документов вызывает у многих водителей негодование. Еще бы! До трети машин ездят без обязательной отметки о ТО — такие данные недавно приводили представители Минтранса. Интересно, что это подтверждается во время рейдов ГАИ и «Белтехосмотра»: примерно 30% автомобилей не могут участвовать в дорожном движении, так как не прошли проверку на станции диагностики. Вчера корреспонденты Onliner.by услышали много объяснений водителей. Большинство так или иначе ссылаются на госпошлину. — В последние дни автомобилистов честно предупреждали: пройдут рейды. Но увидите — многих это не остановит, — прогнозируют в ГАИ перед выездом спецпатруля. Рейды проходят по всей стране. Обычно вместе с инспекторами присутствует представитель «Белтехосмотра», который при необходимости может уточнить данные по базе или проверить подлинность штампа. Поскольку легальное прохождение техосмотра влечет за собой немалые траты, участились случаи обнаружения подделок. За это, между прочим, грозит уголовная ответственность. Служебная машина ГАИ останавливается возле развязки МКАД — Шаранговича. Как мы убедились, место патрулирования инспекторы выбирают сами. Во время рейда они могут выдвинуться на другую улицу, а потом вернуться на прежний участок. Первым останавливают Volkswagen Passat. Синяя наклейка на лобовом стекле намекает, что техосмотр, скорее всего, пройден, но надо бы проверить… Занимает это не более минуты — автомобиль может участвовать в дорожном движении, к водителю никаких претензий. Не проходит и минуты с начала работы, как останавливают Lada Niva. На стекле наклейка правильного цвета, но датирована она 2014 годом… Возникают сомнения. «У водителя при себе нет сертификата о прохождении техосмотра», — объявляют инспекторы. Мужчина точно не может вспомнить, проходила ли ТО машина. Вся информация есть в базе «Белтехосмотра». Несколько минут, и выясняется: техосмотр не пройден. За первое такое нарушение предусмотрен штраф от 1 до 3 б. в. (от 21 до 63 деноминированных рублей), за повторное в течение года — от 2 до 5 б. в. (от 42 до 105 деноминированных рублей). Обычно если водитель соглашается с нарушением, то назначают минимальное наказание. Опять остановка, и снова вопросы по техосмотру. Нынешний владелец Audi A6 приобрел машину в апреле этого года. На автомобиле техосмотр был пройден, но новый собственник все равно должен был предоставить транспортное средство для ТО в течение 10 дней после оформления сделки, объясняют сотрудники ГАИ. Почему? Этот вопрос согласился прокомментировать представитель «Белтехосмотра»: «Согласно постановлению Совета министров №630 (от 30 апреля 2008 года) техосмотр нельзя перенести в двух случаях. Во-первых, при смене собственника транспортного средства. Например, при продаже, в результате дарения, наследования и так далее. Во-вторых, при оформлении автомобиля как такси». Какую-то закономерность — кто проходит техосмотр, а кто нет — уловить сложно. Инспекторы останавливали разные машины — и сильно подержанные, и относительно свежие. Так, на старом добром универсале Volkswagen Passat B3 все необходимые процедуры были проведены. У владельца Nissan 350Z есть еще чуть больше месяца, чтобы пройти ТО. Проверили документы у водителя Hyundai Coupe — тоже порядок. А вот не доезжая до машины ГАИ остановилась Audi A6. Это вызвало подозрение. Инспектор сам направился к автомобилю. Но оказалось, ложная тревога. Документы в порядке, просто парень договорился о встрече в этом месте. По совпадению другой инспектор останавливает еще одну Audi — A8. Машина зарегистрирована на юрлицо, а техосмотр не пройден. В этом случае по ст. 18.24 КоАП предусмотрено большее наказание — от 4 до 6 б. в. Водитель ссылается на тяжелое материальное положение, но штраф в 84 рубля готов оплатить. — Госпошлина для этого автомобиля составляет 11 базовых величин, — замечает представитель «Белтехосмотра». — Есть резон все-таки пройти ТО… Многие в интернете подсчитали, что для некоторых автовладельцев экономически выгоднее ездить на свой страх и риск без техосмотра — проще пару раз в год оплатить штраф. С такой логикой сложно поспорить. Недавно говорилось, что в ответ машины без ТО будут эвакуировать. Успокоим: пока это только разговоры. Слухом является и то, что якобы при несвоевременном предоставлении автомобиля на станцию диагностики водителя будут привлекать сотрудники «Белтехосмотра». Следующая остановленная машина — Ford Transit. У водителя с собой документов нет. Парень кивает: «Я тут рядом живу». А потом узнает одного из инспекторов: «Вы же штрафовали меня недавно».Сотрудник ГАИ подтверждает, но все-таки просит пройти для разбирательства. Всю информацию пробивают по «Кулону», а параллельно — прохождение ТО по базе «Белтехосмотра». — Вы проходили на станции диагностики в Витебской области в декабре 2015-го? — спрашивает сотрудник «Белтехосмотра». — Да. В Орше, — подтверждает водитель. С остальными документами (права действующие, страховка имеется) у него все хорошо, и парня отпускают без составления протокола. Около края проезжей части притормаживает Audi A4. Нет, сертификат с отметкой о ТО имеется, но у сотрудников ГАИ возникает вопрос по поводу тонировки. Водитель не спорит, с нарушением соглашается. Сотрудник «Белтехосмотра» между тем заявляет, что на такой машине ТО пройти нереально — вероятно, пленку нанесли уже после визита на станцию диагностики. Вообще, по данным специалистов, с первого раза не проходят техосмотр 10—15% автомобилей. Наиболее распространенная причина (в 70% случаев) — некорректная работа осветительных приборов: или плохо отрегулирован свет фар, или банально перегорела лампочка. Также часто заворачивают из-за неисправностей тормозной или выхлопной системы. Только заговорили об осветительных приборах, как инспекторы останавливают видавший виды Volkswagen Golf. У того удручающее состояние — фары разбиты, решетки радиатора нет, отсутствуют части молдинга, цвет капота отличается. Самое интересное, что техосмотр пройден. Водитель объясняет: «Попал в аварию уже после прохождения ТО. Поехал на сверку номеров, передняя машина сдала назад, и произошло ДТП». Тем не менее сотрудники ГАИ составляют протокол по ч. 3 ст. 18.12 за управление транспортным средством, имеющим неисправности, и назначают минимальный штраф — 0,5 б. в. Очередная остановка. На этот раз возникают вопросы к водителю BMW X5. Оказывается, техосмотра нет, и это повторное в течение года нарушение. Кроме того, на лобовое стекло нанесена пленка. Итого два штрафа. — А почему не проходите техосмотр? — спрашивают сотрудники ГАИ. — Даже не собираюсь платить такие налоги,— коротко и жестко отвечает водитель. Речь, конечно, о госпошлине. Именно по поводу ее уплаты возникают большие вопросы, особенно у владельцев тяжелых внедорожников. «Госпошлина не привязана ни к транспортному средству, ни к собственнику, ни к временным рамкам, а только к оформлению процедуры, то есть прохождению техосмотра. При продаже автомобиля деньги не возвращаются, а ТО не переносится. Да, таксистам приходится проходить техосмотр дважды в год и каждый раз оплачивать госпошлину (кстати, теперь платеж можно провести через ЕРИП)», — подчеркивают в «Белтехосмотре». По взмаху жезла останавливается внедорожник Mitsubishi, обративший на себя внимание отсутствием наклейки в правом нижнем углу лобового стекла. Но короткая проверка показывает: техосмотр пройден, все документы имеются. Водители считают, что размещать наклейку необязательно. На самом деле это не совсем так. «Официально этот документ называется разрешением на допуск к участию в дорожном движении. Размещение регламентировано тем же постановлением Совета министров №630. В худшем случае при утере разрешения потребуется вновь оплачивать госпошлину», — рассказал сотрудник «Белтехосмотра». Напоследок инспекторы тормозят Nissan Primera, на котором, как выясняется, также не пройден техосмотр. Водитель объясняет: «Не сделал медсправку». Этот документ действительно требуют на станции диагностики. Но необязательно ТО должен проходить непосредственно владелец машины. Можно, например, попросить родственника, приятеля или соседа, у которого есть справка. Это законно. Озабоченность чиновников по поводу непрохождения техосмотра и, соответственно, неуплаты госпошлины понятна. Это нарушение массовое, подтверждение чему мы увидели во время рейда. Многие автовладельцы болезненно воспринимают необходимость оплачивать госпошлину, не верят, что деньги отправятся на ремонт и содержание дорог. Очевидно, ужесточение ответственности, если оно все-таки будет инициировано, не вызовет большого эффекта. Обременение платежами и налогами, которых у нас не так много по сравнению с Западной Европой, пока не воспринимается как экономический регулятор числа автомобилей. Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка Материал портала Onliner.by