С наступлением весны на дорогах страны все чаще можно встретить велотранспорт, в связи с чем возрастает и риск дорожно-транспортных происшествий с его участием.
В случае ДТП водители автомобилей винят в нарушениях велосипедистов, последние убеждены, что водители не хотят замечать их. Как показывает статистика, доля вины тех и других примерно одинаковая.
Существует несколько типичных ошибок, которые зачастую приводят к печальным последствиям. Рассмотрим основные из них.
Невнимательность водителя при повороте направо
Зачастую водитель автомобиля, поворачивая направо, проявляет невнимательность и не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо. Во избежание ДТП водителям в обязательном порядке необходимо обозначать маневры сигналами поворота и следить за ситуацией на дороге по зеркалам. Велосипедисты, в свою очередь, должны быть внутренне готовы к тому, что машина из крайнего ряда может внезапно уйти направо.
Езда по тротуарам
Столкновение велосипедиста с пешеходом может привести к серьезным травмам. Движение на велосипеде должно осуществляться, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов, по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
Водители не уступают дорогу велосипедисту на перекрестках
При наличии знака «Уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов.
Пренебрежение светоотражателями и фонарями
Велосипедистам необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования. Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря – сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.
Велосипедисты переезжают пешеходные переходы, не спешиваясь
Велосипедист, неожиданно выехавший на дорогу в зоне перехода, рискует попасть под колеса автомобиля и получить тяжелые травмы или даже погибнуть. При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными ПДД для движения пешеходов.
Водители сбивают велосипедистов открытой дверью
Нередко водители, остановившись на обочине, открывают дверь автомобиля, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо движется велосипедист, он рискует получить тяжелые травмы.
Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры
Оборудовать велосипед стоп-сигналами и «поворотниками» невозможно, в связи с чем действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников дорожного движения.
Объезды препятствий, замедления и перестроения велосипедистам необходимо совершать максимально осторожно, информируя об этом автомобилистов специальными жестами.
Водителям велосипеда запрещается:
– двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);
– поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
– двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы;
– перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье;
– перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;
– управлять велосипедом по дорогам (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек) лицам моложе четырнадцати лет без сопровождения взрослых;
– буксировать велосипед и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
«Не стоит забывать, – комментирует начальник ОГАИ Заводского РУВД г. Минска Дмитрий Ленцевич, – что в любом случае велосипедисту нужны средства защиты: шлем, налокотники, наколенники, а само транспортное средство должно быть исправно, иметь звонок и для безопасного движения в темное время суток быть оборудовано катафотами или фонарями спереди и сзади».
Анастасия ЗАБАВСКАЯ, старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Заводского РУВД г. Минска
газета «Транспортная безопасность»