С 27 сентября по 7 октября ГАИ Беларуси проводит Республиканскую профилактическую акцию «Пешеход». Время для нее выбрано отнюдь не случайно: именно с наступлением осени количество ДТП с участием пеших участников дорожного движения возрастает. Ведь световой день сокращается, видимость на дорогах ухудшается, тормозной путь из-за дождливой осенней погоды увеличивается, а вот с дисциплиной… Впрочем, обо всем по порядку. Именно дисциплину столичных пешеходов и решили проверить в первый день общереспубликанской акции сотрудники ОГАИ Ленинского РУВД Минска, любезно согласившиеся взять с собой в рейд корреспондента TUT.BY. Конечно, нарушают в Минске, как и во всей Беларуси, заметно реже, чем в странах — соседях по СНГ. А вот до пресловутой Европы нам пока еще, увы, далековато. То здесь, то там водители вынуждены резко маневрировать или давить на тормоз из-за пешеходов, появляющихся на проезжей части в таких местах, куда и пройти-то трудно… Инспектор ДПС ОГАИ Ленинского РУВД Минска Евгений Казарин Еще одна проблемная зона — перекресток улицы Плеханова и проспекта Рокоссовского. Здесь еще не полностью завершена реконструкция проезжей части и трамвайных путей, но пешеходы вместо того, чтобы стать в сложных условиях более внимательными, напротив, игнорируют элементарные требования безопасности. Отнюдь не улучшают видимость и припаркованные у края проезжей части автомобили, из-за которых на нее внезапно для проезжающих водителей выходят нарушители. А ведь до обозначенного пешеходного перехода всего около 30 метров! Но для многих желание успеть на трамвай или автобус, равно как и стремление попасть домой после работы на 30-40 секунд раньше, перевешивает даже чувство самосохранения. Здесь, познакомившись со спешащим куда-то в стороне от пешеходного перехода интеллигентным мужчиной в красно-белой куртке, мы решаем остаться подольше. — Профилактика ДТП с участием пешеходов в нашем районе проводится не только в период соответствующих акций, а постоянно, — рассказывает прямо за рулем служебного «Саманда» инспектор ДПС ОГАИ Ленинского РУВД, лейтенант милиции Евгений Казарин. — Более того, на совещаниях самых разных уровней постоянно рассматриваются вопросы, что еще можно и нужно сделать в организации дорожного движения, чтобы сократить количество таких происшествий. Проблема в наиболее опасных местах Ленинского района решается не только с помощью свистка, жезла и штрафных квитанций, но и, например, путем оборудования надземных и строительства подземных пешеходных переходов, установки ограждающих конструкций — турникетов. Правда, кое-где, в частности, на недавно реконструированной улице Маяковского, эти турникеты на разделительной полосе приходится устанавливать буквально от одного пешеходного перехода до другого — иначе обитатели здешних жилых кварталов так и норовят отыскать лазейку, рискуя попасть под колеса. «Бесконечные» турникеты на улице Маяковского Увы, и турникеты не всегда спасают. Особенно, как ни удивительно, от пенсионеров. Бабушка с двумя тяжелыми сумками, перелезающая через них со стремительностью олимпийской чемпионки, — настоящий кошмар для водителей. А останови ее сотрудник ГАИ — сразу начинаются рассказы о болезнях и о том, как тяжело в таком возрасте дойти до пешеходного перехода. Особо активные даже пытаются показать медицинские справки… Впрочем, для сотрудников Госавтоинспекции гораздо важнее «послужной список» нарушителя: ознакомиться с ним можно буквально за считанные секунды, введя паспортные данные в портативный компьютер, имеющийся в каждом экипаже. Врать умной машине бесполезно, и если за плечами «клиента» уже числится несколько нарушений ПДД, на минимальный штраф или предупреждение он может не рассчитывать. Лейтенант Евгений Казарин устроил для корреспондента TUT.BY небольшую экскурсию по наиболее проблемным местам Ленинского района. Одно из них — у Червенского рынка. Припарковав свои автомобили напротив него, водители превращаются в пешеходов — увы, недисциплинированных. До светофора лишь несколько десятков метров, однако люди настолько спешат к торговым рядам, что предпочитают рисковать. Другой проблемный участок — улица Маяковского. Несмотря на установленные на разделительной полосе турникеты, остановки общественного транспорта на стороне, противоположной жилым домам, являются столь мощными центрами притяжения, что пешеходы в стремлении успеть на автобус пренебрегают собственной безопасностью. Здесь же, прямо на разделительной полосе, мы встречаем и первую нарушительницу: женщину солидного возраста, эмоционально доказывавшую автоинспектору, что дойти до пешеходного перехода ей было тяжело по состоянию здоровья. Дойти до пешеходного перехода тяжело, зато спорить с инспектором силы есть Особое внимание сотрудники ГАИ уделяют и участкам улиц, где расположены магазины, торгующие спиртным. Нетрезвые пешеходы — категория совершенно непредсказуемая, и по их вине совершается серьезное число ДТП. Правда, если верить следующему «герою», задержанному на улице Плеханова, он спешил вовсе не за спиртным, а в обувной салон. Впрочем, штраф заплатить все равно придется — как выяснилось, попадается мужчина уже не в первый раз. «Послужной список» нарушителя милиционеры мгновенно проверяют через КПК Еще одна проблемная зона — перекресток улицы Плеханова и проспекта Рокоссовского. Здесь еще не полностью завершена реконструкция проезжей части и трамвайных путей, но пешеходы вместо того, чтобы стать в сложных условиях более внимательными, напротив, игнорируют элементарные требования безопасности. Отнюдь не улучшают видимость и припаркованные у края проезжей части автомобили, из-за которых на нее внезапно для проезжающих водителей выходят нарушители. А ведь до обозначенного пешеходного перехода всего около 30 метров! Но для многих желание успеть на трамвай или автобус, равно как и стремление попасть домой после работы на 30-40 секунд раньше, перевешивает даже чувство самосохранения. Здесь, познакомившись со спешащим куда-то в стороне от пешеходного перехода интеллигентным мужчиной в красно-белой куртке, мы решаем остаться подольше. Первый пешеход-нарушитель на перекрестке Рокоссовского и Плеханова Итог вполне предсказуем: в служебной машине ГАИ своей очереди на оформление протокола приходится дожидаться порой и двум нарушителям сразу. Упорно лезут под колеса проезжающих авто мужчины и женщины, молодые и пожилые, с сумками и без… Некоторые, завидев впереди инспектора ГАИ, резко меняют траекторию прямо на разделительной полосе проезжей части, причем даже пенсионеры при этом демонстрируют такую прыть, что в пору призадуматься: а не их ли следовало отправить в Лондон вместо белорусских олимпийцев? Но самое печальное, что нарушители в солидном возрасте подают плохой пример детям. К слову, нескольких несовершеннолетних нарушителей также пришлось остановить, причем инспектор ДПС Евгений Казарин поинтересовался у них не только телефонами родителей, но и их учебными заведениями. Теперь милиционеры выяснят, насколько тщательно ведется в них профилактическая работа, и не пора ли ее усилить. А видов и способов такой работы у ГАИ немало. Это и регулярные лектории (на них, к слову, часто отправляют нарушителей, попавшихся впервые), и встречи с трудовыми и учебными коллективами, и беседы с родителями юных пешеходов, и работа с руководителями предприятий, учебных заведений… Все это пусть и медленно, но верно дает свои плоды и реально спасает жизни. Правда, сделать предстоит еще очень много: по официальной статистике, опубликованной Управлением информации и общественных связей МВД Беларуси, только за 8 месяцев текущего года в стране произошло 1058 ДТП с участием пешеходов. Из них 447 ДТП, что составляет 42%, совершены по вине самих пешеходов. Результат печален: 115 человек погибли, а 343 получили ранения. При этом в каждом третьем случае пешеходы находились в нетрезвом состоянии. Поэтому в рамках Республиканской профилактической акции «Пешеход» сотрудники всех подразделений ГАИ Беларуси намерены еще более активно, чем обычно, ходить в народ. На предприятиях и в учебных заведениях будет проводиться широкая информационно-разъяснительная работа о правилах безопасного поведения на дороге. Особое внимание при этом сотрудники ГАИ уделят привитию навыков использования световозвращающих элементов (фликеров). И, конечно же, одними лекциями акция не ограничится: будет значительно усилена работа и непосредственно на дорогах страны, в том числе и с привлечением дружинников. Владимир Чуденцов / TUT.BY