— Один из самых тяжелых месяцев моей жизни, – делится воспоминаниями Владимир Куприянов, бережно рассматривая альбом, в котором хранит фотографии, сделанные в д. Тешков Наровлянского района, где, будучи участковым инспектором милиции Центрального РОВД столицы, с января по февраль 1987 года исполнял служебные обязанности.
Тот день, 28 января 1987 года, Владимир Александрович помнит до мельчайших подробностей: «Мы, участковые инспекторы, заступали во вторую смену. И вот сидим на разводе, записываем информацию, а в комнату заходит замполит и объявляет нам, что пришла телеграмма о необходимости выделения людей для поездки в зону отселения. На несколько секунд в комнате стало тихо и тут я, встретившись взглядом с замполитом, поднял руку. Я осознавал всю серьезность своего поступка, ведь нам, направлявшимся туда через девять месяцев после взрыва на ЧАЭС, было очень непросто. Мы слышали рассказы коллег, уже побывавших там, поэтому лично для меня это был очень важный выбор, который
уже по прошествии многих лет, я считаю, был правильным».
«В шесть утра 29 января я и еще 107 сотрудников стояли возле здания УВД Мингорисполкома, куда за нами приехали автобусы и отвезли в д.Тешков Наровлянского района. По приезду нас поселили в школе, а тех, кому не хватило места, – в сельском клубе. Меня назначили дозиметристом отряда, выдали дозиметр ДП-5. В мои обязанности входил ежедневный объезд подконтрольных деревень, замер имеющейся в них радиации и фиксация полученных данных в специальном журнале учета. Кроме того, я вел индивидуальные радиационные накопительные карточки на каждого сотрудника, которые впоследствии были приобщены к амбулаторным картам».
«При мне постоянно находился дозиметр и, порой, просто становилось страшно от тех данных, которые он показывал. Большие скачки радиации фиксировались после того, как трактором расчищалась от снега дорога. Я понимал, что нам повезло, что в тот год зима была очень морозная и снежная. Радиация чувствовалась все время – постоянная горечь во рту. Но я хочу отметить, что никто, никто ни разу не пожаловался и никто не уехал раньше времени. Наоборот, мы всячески старались поднять себе и друг другу боевой дух и настрой – писали «боевые листки», шутили, общались друг с другом. Очень нам помогала забота о собаках, которых «передали» нам по смене коллеги. Собаки были очень дружелюбными и с интересными кличками — Цезий и Радий».
«Конечно, больше было печальных моментов. Никогда не забуду, что в одной из деревень остались жить пожилые муж и жена – ни в какую не хотели уезжать, вот и остались вдвоем в деревне. А как жить, если ни магазинов, ни людей нет. Жаль мне их было, постоянно привозил им продукты. Да, тяжело было морально. Эта поездка навсегда изменила мою жизнь».
«Вернувшись, я продолжил службу в родном отделе и ушел на заслуженный отдых в звании майора с должности участкового инспектора милиции. Вот и сейчас продолжаю трудиться, являюсь членом совета ветеранской организации Центрального РУВД столицы и веду активный образ жизни. А еще веду альбом, куда помещаю не только фотографии, но и публикации ведомственной газеты «На страже» о ветеранах Чернобыля».
ГИОС Центрального РУВД г.Минска