BMW E12
Ближе к началу 70-х руководство «BMW» начало все чаще задумываться над производством модели автомобиля, которая бы заменила модели так называемого «нового класса» – первой серии среднеразмерных BMW, заполнивших нишу между мини-автомобилями BMW 700 и роскошными BMW 501/502. Все модели и модификации «нового класса», а их было немало – BMW 115, BMW 116, BMW 118, BMW 120, BMW 121, морально и технически устарели, и на дорогах господствовал новенький Mercedes-Benz W114. Так в 1968 году началась разработка модели BMW E12, которая впоследствии стала легендой и не раз входила в десятку лучших автомобилей своего класса.
Работа предстояла сложная – нужно было сконструировать автомобиль, который не только бы соперничал с «мерседесом», но и превосходил его, т. е. работать приходилось на перспективу. Не зря прототип появился лишь в 1970 и в марте был представлен на небольшом автошоу в баварском городке Гармиш-Партенкирхен под обозначением BMW 2200TI. Прототип имел квадратные фары, которые вовсе не вписывались в динамичный образ BMW. В 1971 году этот явный недочет был исправлен. Но от прототипа до серийной модели лежал еще долгий путь. В производство BMW E12 был запущен лишь в середине 1972, а продажи начались в сентябре.
Машина сразу вызвала фурор, а «BMW» оторвал добрый кусок рынка у своего конкурента. И если габариты автомобилей были где-то соизмеримы – колесная база у «мерседеса W114» 2700 мм, а у E12 – 2600 мм; длина кузова «мерседеса» 4680 мм, а E12 имел кузов длиной 4600 мм; ширина кузова 1772 мм и 1690 мм соответственно, то внешне они отличались кардинально. «Мерседес» был пузатенький с солидным капотом, который доминировал в облике машины, а E12 бросалась в глаза своими стремительными спортивными линиями и нисходящим спортивным капотом. «Мерседес» напоминал раздобревшего немецкого обывателя, который только что слопал шницель размером с тарелку и выпил несколько кружек пива, а BMW E12 – мускулистого атлета, на котором нет и лишнего грамма жира. Не удивительно, что максимальная скорость «бумера» была существенно выше. Самая скоростная модификация Mercedes-Benz W114 могла разогнаться до 200 км/ч, в то время как серийная модель E12 разгонялась до 230. Возможно для представительских целей «мерседес» подходил больше, но речь ведь идет не о чисто представительских автомобилях. Нельзя сказать, что сразу все немцы начали продавать свои «мерседесы» и покупать новую BMW. Немцы довольно консервативны, да и в то время «мерседес» был куда более раскрученной и престижной маркой, но, как уже говорилось выше, E12 позволила «BMW» оторвать свой кусок пирога. Имидж концерна также вырос существенно – как и в пиве, немцы знают толк в машинах.
Различные модификации BMW E12, а их было немало, оснащались двигателями объемом от 1, 8 до 3, 5 л. Двигатели были рядными четырех и шестицилиндровыми. Для примера, четырехцилиндровый двигатель объемом 1, 8 л развивал мощность в 90 л. с. и разгонял автомобиль до 160 км/ч. В дальнейшем конструкторы «BMW» пошли по пути увеличения количества цилиндров, но уменьшения их объема.
Для внутреннего рынка E12 в стандартной комплектации выпускалась с относительно скромным интерьером без особых излишеств. Но в США машина шла с электрическими стеклоподъемниками, кожаными креслами, кондиционером и отделкой салона деревом в стандартной комплектации. На первых порах на автомобиль устанавливали кондиционеры немецкой фирмы «Behr», которые оказались неприспособленными к перепаду температур в Америке. Среди американских автодилеров до сих ходит анекдот о двух инженерах концерна «BMW». Чтобы убедить в необходимости более мощного кондиционера, их прокатили по стране на заднем сиденье черного BMW E12, и при этом у них не было возможности открывать окна. Получилось очень убедительно, и кондиционер заменили.
С 1973 сборку E12 наладили в ЮАР. Но фактически из Германии в Преторию, столицу страны, автомобиль поставлялся в разобранном виде, чтобы избежать импортных пошлин, а на месте просто собирался снова. В августе 1976 года внешний вид E12 претерпел незначительные изменения. Капот над фирменной решеткой BMW стал слегка изогнут и были увеличены задние фары. В июне 1981 модель BMW E12 была снята с производства. Ей на смену пришла BMW E28. В общей сложности было произведено 722 435 автомобилей модели E12.