BMW 5
Официальное наименование модели BMW 5 относится к 1972 году, но реально разработка изящных четырехдверных седанов спортивного типа началась в 60-х годах ушедшего столетия. Потребители еще в то время смогли оценить элегантный кузов, оснащение продольно размещенным двигателем с задним приводом и современную независимую подвеску. Этот автомобиль стал классикой седанов. Симбиоз великолепного дизайна и спортивного характера автомобилей всех модификаций принесли компании заслуженную популярность и вывели ее на новый уровень мирового авторынка. В 1972 году эту серию автомобилей переименовали в «пятерку» и она начала свою страницу в богатой истории концерна BMW.
Над разработкой «одежды» первой официальной модели пятой серии работал итальянский «портной» Марсело Гандини, дизайнер мастерской Bertone. Она должна была составить конкуренцию своему соотечественнику Mercedes-Benz W114 на авторынке в сегменте седанов. Не была забыта и техническая часть – моторный ряд в автомашине был представлен 1, 8 и 2-литровыми бензиновыми двигателями. Другие модификации оборудовались 2, 5 и 2, 8 л аналогами, а также 3 и 3, 5-литровыми агрегатами в комплекте в с 3-ступенчатой АКПП или 4 и 5-ступенчатой МКПП.
В 1976 году версия авто обновилась, следом была выпущена Motorsport Limited Edition серии 530 с форсированным 3-литровым агрегатом. С этой серии БМВ стала использовать в наименовании трехзначные символы, первая цифра которых обозначает модель, а две остальные – объем мотора. Вряд ли производители рассчитывали на такой внушительный объем реализации – более 700 тыс. автомобилей было продано на всех рынках.
В 1982 году была представлена вторая генерация автомашины на платформе Е28. По внешнему виду она была похоже на свою «родственницу», только изменилась форма передних фар, толщина накладок из резины на бамперах и размер задних фонарей. Объем бензиновых двигателей предлагался в 6 вариантах в диапазоне от 1, 8 до 3, 5 л, как в первом поколении, но агрегаты были усовершенствованными вариантами серии М20.
К ним добавился дизельный 2, 4-литровый аналог (атмосферный и турбированный). Трансмиссия была представлена «механикой» с 5-ю скоростями или 4-ступенчатым «автоматом». Американские потребители получили модель с кондиционером, электростеклоподъемниками, круиз-контролем, электролюком и другими устройствами. Уровень продаж выпуска на этот раз остановился на отметке 722 тыс. экземпляров.
Третья генерация автомашины заменила второе поколение BMW 5 в 1988 году. Ее экстерьер разрабатывал известный дизайнер Эркюль Спада. Этот автомобиль стал бестселлером – всего за историю автомашин третьего поколения было продано 1, 3 млн. экземпляров. Его выпуск был организован в Германии и на мексиканском заводе BMW в Толуке. Модель появилась в модификации кузова универсал Touring, имела полный привод (для варианта серии 525iX). Бензиновый моторный ряд был представлен особенно широко: • 4-цилиндровые – объемом 1, 8 л; • 6-цилиндровые – 2; 2, 5; 3; 3, 5; 3, 6 и 3, 8-литровые; • 8-цилиндровые V8 – 3-х и 4-литровые. Дизельные двигатели были представлены двумя видами – 2, 4 и 2, 5-литровые. Трансмиссия – «автомат» (4 или 5-ступенчаиая) и «механика» (5 или 6-ступенчатая).
Четвертое поколение БМВ 5 появилось в 1995 году на автошоу во Франкфурте. Изменения коснулись внешнего дизайна – машине усилили ее спортивность, отчего она стала не менее элегантной. Сдвоенные фары спереди под одним плафоном и световыми окружностями около основных фар, появившиеся в этом поколении, стали с 2000 года включаться в стандартную комплектацию всех машин. Версия разрабатывалась 6 лет, а ее сборка проходила в Германии, Мексике и России. Потребителям сначала был предложен обновленный седан, в 1999 году на поток был запущен универсал. Оба вида появились с изменениями во внешнем виде, интерьер салона также был обновлен.
Значительные обновления коснулись технической оснащенности. Был снят с «базы» 1, 8-литровый бензиновый агрегат, теперь его объемы находились в диапазоне 2-4, 4 л, а «заряженная» версия пятой серии комплектовалась 5-литровым мотором. Дизельный ряд был представлен 3 видами с турбонаддувом с объемом 2, 2, 5 и 3 литра. И вновь версия автомашин оказалась успешной – за время нахождения автомобиля в производстве (до 2004 года) было продано 1, 47 млн. экземпляров.
Пятое поколение БМВ 5 было презентовано в 2003 году, дизайн которого создали Крис Бенгл и Дэвид Арканелли. Дизайнеры не угодили наиболее капризным поклонникам модели, особенно не в чести оказалась задняя часть кузова, которую впоследствии прозвали, мягко говоря, «филейной частью» Бэнгла. Увеличились точки сборки машин: к трем, имевшимся заводам в Мексике, Германии и России, прибавилась сборка в Таиланде, Китае, Индии, Индонезии, Египте. Автомашина прибавила в габаритах кузова и ее обе версии оснастили инновационными технологиями iDrive.
Наряду с выпуском машин со стандартной комплектацией продолжилась сборка «заряженной» M5 и практически обязательное сопровождение новинок БМВ компанией Алпина – выпуском на платформе 5 серии Alpina B5. Рестайлинг 2007 года коснулся «стандартов», в основном, в части технического оснащения – бензиновые агрегаты 7 разновидностей объемом от 2 до 4, 8 литра, а дизельные – 2, 2, 5 и 3-литровые, трансмиссия – только 6-ступенчатая МКПП либо АКПП. Расход горючего на 100 км составлял 5, 1 л, а выброс СО2 соответствовал рекордным для этого сегмента машин параметрам – 136 г/1 км при мощности агрегата 177 л. с.
Шестая генерация автомобиля появилась в 2009 году на платформе F10/11, чуть позже был презентован лифтбек Gran Turismo (F07), а в 2012 году – комбинированный седан 5 ActiveHybrid. Платформа F10/11 позволила получить «пятерке» в своем классе самую длинную колесную основу 296, 8 см, у лифтбека – 307 см. Дизайнеры постарались и увеличили характерные спортивные черты машины, в результате кузов приобрел более обтекаемый внешний вид. Салон автомашины стал просторнее, для отделки интерьера и обивки кресел использовались дорогие высококачественные материалы.
Весной 2013 года концерн провел рестайлинг модели. В «стандарте» автомашины оборудуются ксеноновыми фарами, в виде опции предлагаются светодиодные фонари в комбинации со светодиодными «противотуманками», спортивный М-пакет. Багажник Гран Туризмо увеличен на 60 л и составил 500 л. Использованы новые способы окраски кузова, цветового решения обивки и отделки. Разработчикам удалось снизить расход горючего, а также вредных выбросов в атмосферу.
В 2013 году концерн БМВ уже проводит испытания автомобиля седьмого поколения «пятерки», камуфляжный образец которого на гоночных трассах смогли сфотографировать неутомимые папарацци. Новинка должна собираться в кузовах седан, универсал, Гран Туризмо. Облегченная платформа позволит снизить его вес почти на 100 кг, а габариты практически останутся неизменными. Модель будет предлагаться с новым 3-цилиндровым дизельным двигателем с мощностью 150 «лошадок», затраты топлива на 100 км составят не более 3, 9 л. Новый седан планируется запустить летом 2016 года, а к концу 2016 года или в начале следующего – универсал. Гран Туризмо, скорее всего, увидят потребители в 2017 году. Версия М5 будет выпускаться с полным приводом, а мощность двигателя составит 600 л. с.
Отличная динамика, комфорт, превосходный дизайн, инновационные технологии превратили BMW 5 серии в бестселлер в сегменте автомобилей бизнес-класса. В 2011 году второй по численности мировой клуб автомобилистов ADAC Германии вручил «пятерке» премию «Желтый ангел». В 2013 году BMW 5 в третий раз подряд по опросу читателей германского журнала «Auto, Motors und Sport» становится лучшей моделью.
Немало наград ей было присуждено в других странах. Растут продажи универсалов, седанов и оригинальных Гран Туризмо – шикарных автомашин БМВ, являющихся лидерами в премиум сегменте. «Пятерка» стала соединительным звеном всего многочисленного семейства БМВ в течение 40 лет. Она получила заслуженное признание благодаря уникальному сочетанию комфорта «семерки» и спортивных возможностей «трешки». И это еще далеко не предел ее возможностей.