01.08Жара: чего следует опасаться автомобилистам?

Сильная жара - это такие же экстремальные условия для эксплуатации автомобиля, как и крепкие морозы: многие узлы работают в условиях повышенных нагрузок, лакокрасочное покрытие и остекление кузова может страдать от перепадов температур, изменяется сцепление шин с дорожным покрытием. В общем, такой фактор, как высокая температура, необходимо учитывать. Об этом - в нашем сегодняшнем материале.

Кузов

Лакокрасочное покрытие кузова и материалы отделки салона могут страдать от воздействия прямых солнечных лучей: краска выгорает, пластик коробится и трескается. Поэтому по возможности автомобиль стоит оставлять в тени, а ветровое стекло прикрывать солнцезащитным экраном (чуть подробнее об этом ниже).

Система охлаждения

Одна из главных неприятностей, которая может поджидать летом, - перегрев двигателя из-за неисправной системы охлаждения (утечек охлаждающей жидкости, неисправной помпы или термостата, неработающего вентилятора и т.д.) или же факторов, снижающих ее эффективность или увеличивающих риск перегрева. К таковым можно отнести, например, загрязнения радиатора, работу двигателя с повышенной нагрузкой, неблагоприятные условия движения (в условиях городского затора, на бездорожье и т.д.). Мало кто над этим задумывается, но дополнительные риски обуславливает и работающий кондиционер! Ведь компрессор создает нагрузку на двигатель, а его радиатор, установленный рядом с радиатором системы охлаждения, снижает эффективность работы последнего.

Поэтому в сильную жару не забывайте поглядывать на указатель температуры, особенно в условиях движения, далеких от оптимальных. Ну а в идеале еще перед наступлением жарких дней стоит уделить внимание системе охлаждения: проверить уровень антифриза, убедиться, что нет следов его утечки из системы, что радиаторы (двигателя, кондиционера, коробки передач, если и таковой имеется) не повреждены, не забиты грязью и прошлогодним пухом. Кстати, вы помните о том, что охлаждающая жидкость также имеет свой срок службы?

Тормоза

Работа тормозов построена на силах трения и естественным образом связана с нагревом трущихся деталей - дисков и колодок. От них же греется и тормозная жидкость… Перегреть тормоза или "вскипятить" DOT в обычных режимах движения еще надо постараться. Но в условиях высоких температур и специфики движения (затяжные спуски в горах, езда с максимальной нагрузкой, буксировка прицепа без тормозной системы, агрессивный стиль вождения) это вполне может случиться. Особенно если владельцу автомобиля невдомек, что тормозная жидкость требует периодической замены. В общем, если за бортом +30°С и выше, тормозами лучше пользоваться аккуратно.

Шины

Использование зимних шин в летний период не самое лучшее решение. Особенно в условиях высоких температур. Когда дорожное покрытие запросто прогревается до +50°С и выше, следует ожидать ухудшения сцепных качеств покрышек, в первую очередь как раз зимних. Резина, что называется, "плывет": в поворотах, при торможении, что необходимо учитывать активным водителям. Вторая проблема - риск разрушения ("взрыва") старых или дефектных шин, особенно если не соблюдается рекомендуемое производителем давление. Последнее вообще важно для сохранности состояния и сцепных качеств шин, особенно в условиях длительных поездок.

Микроклимат в салоне

От него зависит самочувствие всех, кто находится в автомобиле, но в первую очередь водителя, который должен сохранять внимание и концентрацию во время поездки. Микроклимат можно считать одним из факторов, влияющих на безопасность движения, поэтому недооценивать его нельзя. При этом отметим две проблемы: температурный режим во время стоянки автомобиля и во время движения.

Под прямыми лучами солнца салон машины превращается в настоящее пекло! Над этим стоит задуматься, прежде чем оставлять в закрытом автомобиле, даже на пять минут, детей или животных. О высоких температурах нужно помнить, оставляя в салоне целый ряд предметов. Так, нельзя допускать, чтобы под прямым воздействием солнца оказывались зажигалки и аэрозольные баллоны. Перегрев вреден не только для продуктов, но и для жидкостей в пластиковых бутылках - все это следует либо убирать из автомобиля вовсе, либо помещать в багажник, который нагревается в гораздо меньшей степени, чем салон, особенно в автомобилях с кузовом седан.

Разумеется, автомобиль следует ставить в тень, но это, увы, не всегда возможно. Тогда нужно развернуть машину таким образом, чтобы прямые лучи солнца не падали на приборную панель, не нагревали ее и рулевое колесо. А вот если есть специальная солнцезащитная шторка, машину, наоборот, стоит развернуть к солнцу. При отсутствии шторки снизить нагрев руля можно, накрыв его (или всю панель) полотенцем.

Чтобы хоть как-то замедлить процесс превращения автомобиля в теплицу, на время стоянки, если позволяет ситуация, оставьте слегка приоткрытыми все окна - пусть будет хотя бы минимальная циркуляция воздуха.

Перед поездкой, независимо от того, есть в машине кондиционер или нет, салон стоит тщательно проветрить. Для этого опускаем все стекла, в идеале открываем двери. Достаточно пары минут, чтобы температура в салоне заметно упала.

В движении действует уже диаметрально противоположное правило: не перестарайтесь с охлаждением салона, ведь вместе с ним можете переохладиться и вы! Так, в самом начале поездки температура в салоне не должна сильно отличаться от той, что за бортом, - значительный перепад вреден для организма. Это необходимо учитывать, выбирая режим работы кондиционера или климат - контроля. Также следует избегать прямых потоков холодного воздуха и не открывать окна. Кроме того, не рекомендуется направлять холодный воздух на ветровое стекло: если имеются сколы, от резкого перепада температур могут появиться трещины.

В автомобиле без кондиционера также имеется риск подхватить простуду, но уже из-за сквозняка. Если еще можно "продуть" салон, двигаясь на малой скорости со всеми открытыми окнами, то на больших скоростях это чревато и перерасходом топлива, и переохлаждением.

И еще несколько слов о кондиционере. С наступлением жарких дней может выясниться, что он перестал работать. Ушел фреон? Не все так просто! Банальная дозаправка системы без устранения утечек бесполезна. Важно найти причину и лишь затем, после диагностики, а возможно, и ремонта, заправлять кондиционер. Кстати, даже эта, казалось бы, несложная операция требует знаний, навыков и следования технологиям, поэтому не жалейте времени и денег, чтобы обратиться к профильным специалистам.