18.10«Вася, гляди, дорогу не переходи, а то я уже перешел». Рейд с Минской ГАИ

Часто автомобилисты с некоторой обидой говорят: почему претензии только к водителям, а как же пешеходы? Есть мнение, что привлекать последних к ответственности «накладно и невыгодно». В действительности же каждый день в сводке приводятся данные об оштрафованных пешеходах. А сейчас в Минске проходит соответствующая спецоперация, и корреспонденты Onliner.by посмотрели, как все происходит вживую. За несколько часов репортажа были остановлены более десяти нарушителей (в том числе водители) и даже задержана женщина, находившаяся в розыске.

Аварии с участием пешеходов остаются одной из главных проблем в городе. За последние годы количество таких ДТП удалось существенно снизить благодаря «спящим полицейским», установке светофоров и ограждений. Но люди все равно гибнут под колесами автомобилей. Последний громкий случай произошёл на пр. Пушкина, где сбили двух пенсионерок (одна погибла, другая в тяжелом состоянии была доставлена в больницу). По предварительным данным ГАИ, женщины шли на красный… Мы окажемся в этом месте неслучайно, и инспекторы остановят мужчину, который также пересекал проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. Но об этом чуть ниже.

…Служебный автомобиль ГАИ выдвигается на маршрут. Сейчас выделены места концентрации ДТП с участием пешеходов и инспекторы отрабатывают их точечно. Установка четкая — особое внимание обращать на нарушения пешеходов, а также водителей, если те не уступают дорогу на «зебрах».

Первым делом сотрудники спецподразделения Минской ГАИ выезжают на ул. Жилуновича. Вообще, места аварий с участием пешеходов «разбросаны» по всему городу: на МКАД, вылетных магистралях, во дворах. А нередко трагедии происходят на таких тихих улочках, которые разрезают жилые кварталы.

Ситуация здесь типичная: есть магазин, к которому вечером стекается народ со всего микрорайона, но пешеходный переход расположен чуть поодаль (примерно в ста метрах), и многие идут вне положенного места. По краям проезжей части — припаркованные автомобили. На это накладывается еще один фактор — сумерки, самые опасные условия осенью. Ведь именно с сокращением светового дня увеличивается число аварий.

Пока едем, замечаем мужичка в красной куртке, неуверенной походкой направляющегося в магазин. Путь он решил срезать, а не идти кругами через переход. Не успеваем развернуться, как дверь захлопывается и мужичок исчезает среди продовольственных полок.

Служебная машина останавливается около края проезжей части. Инспекторы прогнозируют: «Вот увидите, автомобиль с мигалками мало кого смутит». Словно в подтверждение появляется мужчина, который, не особо обращая внимание на ГАИ, идет к своему Renault.

Это тоже интересный психологический нюанс: иногда автомобилисты не считают себя пешеходами и рассуждают, мол, я же водитель, а значит, знаю, как безопасно перейти дорогу. Заметим, что при подобных обстоятельствах не раз сбивали автовладельцев, направлявшихся к своим машинам.

Мужчина уже успевает сесть в автомобиль, когда к нему подходит инспектор. Пешеход-водитель несколько в недоумении, но нарушение признает.

— Вася, гляди, дорогу не переходи, а то я уже перешел, — кричит он знакомому, пока идет оформление.

Протокол составляется по части 1 статьи 18.23 «Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством». По ней предусмотрен штраф от 1 до 3 б. в. (от 21 до 63 деноминированных рублей). Поскольку мужчина признает нарушение, ему выписывают минимальное наказание.

А вот появляется тот самый мужичок в красной куртке, которого инспекторы заприметили первым. Он выходит из магазина с полным пакетом. Сотрудники ГАИ сразу просят объясниться. В процессе возникает резонный вопрос, а трезв ли пешеход?

Тот не отрицает: «Что дуть, если выпил?» Однако этого для составления протокола недостаточно. Надо везти на медосвидетельствование — на ул. Передовую или на ул. Минина. Услышав, куда, возможно, придется ехать, мужичок наотрез отказывается: «У меня курица разморозится, кефир испортится. Да и вообще, жёнка ждет!»

— В 2005-м задерживали в состоянии за рулем? — каждого нарушителя проверяют по базе (сейчас инспекторам выдают планшеты вместо известного многим автомобилистам прибора «Кулон»).

— М-м-м… Меня? А-а-а, было-было, — вспоминает пешеход.

Однако ехать куда-нибудь, чтобы подтвердить очевидное, не хочет: «Я выпил, не отрицаю!»Инспекторы составляют соответствующий протокол.

Обратим внимание, что за нарушение правил пешеходами, находящимися в состоянии опьянения (или при отказе от прохождения медосвидетельствования), предусмотрена отдельная ответственность — штраф от 3 до 5 б. в. (от 63 до 105 деноминированных рублей). Мужичок впечатлен: «Курица-то золотая получилась».

Буквально в двух метрах от служебной машины пытается пересечь дорогу пожилая женщина.«Бабушка, не ходи здесь!» — кричит мужичок. Инспектор моментально реагирует и направляет пенсионерку к переходу: «Так безопаснее». Старушка предсказуемо жалуется, что идти далеко ей не по силам. К слову, именно пожилые участники дорожного движения часто становятся жертвами аварий — им сложнее справиться с задачами в городской среде.

 

На присутствие инспекторов обратили внимание. Веселая компания, проходившая мимо, шутит: «Что, товарищи гаишники, оформляем? Ну-ну». На самом деле какой-то эффект есть. Многие, выходя из магазина, утыкались взглядом в служебную машину и не решались рисковать. Надолго ли?

По данным Минской ГАИ, почти каждое второе учетное ДТП в городе происходит с участием пешеходов. С января по сентябрь зарегистрировано 98 наездов на переходах (99 человек пострадали, 4 погибли). Кроме того, 56 аварий произошли по вине пешеходов (в том числе 25 — по вине нетрезвых пешеходов).

Патрульный автомобиль выдвигается на МКАД, где регистрируется много смертельных наездов на пешеходов. Это одна из главных проблем кольцевой: поздно вечером или ночью водитель в самый последний момент замечает силуэт человека. Экстренное торможение, визг шин, но погасить высокую скорость мгновенно не удается…

Мы проехали бóльшую часть кольца, но ни одного пешехода не заметили. А вот на действия водителя Mazda6 инспекторы не могли не обратить внимания. Он двигался по крайней правой полосе, «уперся» в медлительный погрузчик (это отдельная тема и проблема) и не придумал ничего лучше, как опередить его по обочине.

Включаются спецсигналы, и легковушка принимает правее. Через минуту мужчина эмоционально объясняется с сотрудниками спецподразделения ГАИ: «Я все признаю. Просто меня никто не пропускал. Я прошусь-прошусь, а никто! И жена еще: давай-давай… Может, ограничимся предупреждением, а?»

— А вы понимаете, что могло произойти в результате вашего маневра? — спрашивает инспектор.

— Да. Если бы там был пешеход… Это опасно…

— Вот видите. То есть речь идет об осознанном нарушении, а значит, я не могу ограничиться предупреждением. Тем более что у вас с 2006-го около 40 записей в базе административных правонарушений.

Заканчивается все составлением протокола за нарушение требований разметки (от 1 до 5 б. в.) с минимальным штрафом. Водитель больше всего беспокоится, что будет указано в базе: «Это ж не пересечение двойной сплошной? Потому что это вообще ужасно».Приезжаем к ТЦ «Ждановичи», на ул. Тимирязева. Данное место является одним из самых опасных в городе вечером для пешеходов. Тут за последние годы произошло несколько смертельных случаев.Главный вопрос: откуда тут берутся пешеходы? Рынок закрыт уже несколько часов, других объектов притяжения нет. Тем не менее на остановках — пассажиры, а вот в свете фар мелькнул силуэт женщины с тележкой. Как это часто бывает, пенсионерка пересекала дорогу прямо над подземным переходом. Пожилые люди часто жалуются, что им тяжело спускаться, тем более с тяжелыми сумками.

— Знаю, что положен штраф, — после пробежки переводит дух женщина. — Но я пенсионерка… У меня два миллиона в месяц — все, на что могу рассчитывать.

Сотрудники ГАИ выясняют любопытный нюанс: на имя пенсионерки зарегистрирован легковой автомобиль. Стало быть, должна сама понимать опасность своих действий? Впрочем, это совсем не значит, что реально машиной владеет и управляет именно она.

Инспекторы, выслушав доводы женщины, решают все же ограничиться предупреждением. Развеем миф: это не устное замечание, как многие ошибочно полагают, а протокольное действие с занесением в базу административных правонарушений.

— Знаете, это очень унизительно, когда вот так тыкают. Я взрослый человек, много езжу по Беларуси. Поэтому и прошу о предупреждении — это очень неприятно. Ты нарушил что-то давно — парковку или скорость, а тебя все время тыкают.

 

Не проходит и пяти минут, как марш-бросок через несколько полос совершают двое мужчин. Один из них согласен с нарушением и платит минимальный штраф. Другой, напротив, поначалу делает вид, что не понимает, почему их остановили:

— С одной стороны подземный переход закрыт. И как мне перейти? А? Скажите!

— А я там не посмотрел...

Пешеход вроде бы соглашается с нарушением, но в последний момент, когда речь заходит о составлении протокола, отказывается признавать переход вне положенного места. Тогда инспектор обращается через радиостанцию за помощью к коллегам. Это действует лучше всяких аргументов — мужчина просит отменить команду.

— Так вы же не признаете нарушение, — удивляется сотрудник ГАИ.

— Придется, — вздыхает пешеход.

Очередные нарушители проходят прямо возле машины ГАИ. Они удивлены, что их останавливают:«Мы ж даже не пьяные».

Снова объяснения, цитирование ПДД, приглашение для составления протокола.

«Есть нюанс», — переглядываются между собой инспекторы. Оказывается, женщина (кстати, она в качестве документа, удостоверяющего личность, продемонстрировала права категории Т, правда в качестве водителя, судя по всему, давно не работает) находится в розыске. Она делает вид, что ничего серьезного: «Ай, на два суда не явилась».

По дороге в РУВД рассказывает какую-то темную историю про телефон, взятый с тумбочки. По ее словам, это выглядит как ошибка. Но по прибытии в отделение выясняется, что задержанную отправляют в изолятор временного содержания до дальнейшего выяснения.

Много времени отнимает оформление документов, и мы выезжаем на маршрут уже поздним вечером. Второе кольцо живет. Но на улице холодно, и людей мало. Проезжаем тот самый участок, где на прошлой неделе погибла женщина-пешеход. Только минули «Пушкинскую», как инспекторы притормаживают, заметив пешехода, идущего на красный. Интеллигентный мужчина с портфелем и пакетом явно задумался и даже не реагирует на звуковой спецсигнал.

— Получилось так, — с явным сожалением говорит пешеход. — Купил антоновки, оставил в камере хранения магазина, да забыл… Вот пришлось возвращаться.

В подтверждение мужчина демонстрирует ключ с биркой магазина.

— По предварительным данным, они шли на красный...

— Стыдновато мне. Что тут сказать, — у нас даже не возникло сомнений, что так оно и есть.

Учитывая возраст пешехода, инспекторы решают обойтись предупреждением. Да и искреннее сожаление по поводу нарушения сыграло роль.

Самая эффективная мера для предотвращения ДТП с участием пешеходов — это изменения в организации дорожного движения. Когда нет предпосылок и риск сведен к минимуму (даже в случае нарушения), то дороги можно считать безопасными. Но город не перекроишь в одночасье, и сдерживать аварийность приходится с помощью таких рейдов. В отделе агитации и пропаганды Минской ГАИ сообщили: «Акция продлится до 24 октября. Однако мы призываем всегда действовать согласно ПДД и исходя из соображений безопасности. Помнить о том, что из-за наших действий могут пострадать невиновные, может остановиться чья-то жизнь или сломаться судьба».

 

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Материал портала "Onliner.by"